Более 20 лет в маленькой славгородской деревушке гнездятся аисты. Что их привлекло?

Приволье для аистов

В деревеньке с красивым именем Приволье всего три постоянных жителя. Вот уже 20 лет они наблюдают, как здесь гнездятся аисты. Буслянку на высоченной груше когда-то для пернатых из старого колеса смастерил Иван Кухарев. Птицы ее «модернизировали», с тех пор тут и живут с весны до осени, выводят птенцов. А Иван Николаевич за ними наблюдает. Даже специальную тетрадь завел, в которой записывает повадки, даты отлета в теплые края и возвращения на родину… Кстати, один из «буслоў» живет на подворье 63-летнего сельчанина. Птенец выпал из гнезда, а Кухарев его спас, теперь растит…

–ЗНАКОМЬТЕСЬ, это Маргоша, — представляет нам Иван Николаевич разгуливающего по двору аистенка. — Что это самочка, сразу понял: по характеру. Уж больно своенравная и капризная. То по пятам за мной ходит и ласки требует — крылья расправит, мол, гладь меня. То вдруг на что-то обидится и, сколько ее ни зови, даже в сторону твою не посмотрит.


Чужаков Маргоша не боится. Но и близко не подпускает — осторожничает. Зато стоило ей увидеть лоток с рыбой, тут же сокращает дистанцию. Съедает, правда, немного.

— Это вам не кошка, которой сколько ни дай, все слопает. Марго, если сыта, не позарится даже на деликатес. А я ее недавно кормил.

Как выхаживать новорожденного птенца, Иван Николаевич, несмотря на многолетнюю дружбу с аистами, не знал. Признается:

— На моей памяти такое впервые. А случилось это 10 июля. На лавочке сидел у дома, любовался аистами, вдруг вижу — взрослые одно из своих чад клювом из гнезда выталкивают. Бедолага падает вниз, в заросли крапивы. Обул резиновые сапоги, помчался птенца искать. Если честно, не был уверен, что он выжил, спикировав с высоты. Но ему повезло: ветки раскидистой груши и трава смягчили удар. Аистенка, а был он размером с ладонь, принес во двор, посадил в коробку с сеном. Воды дал. А чем кормить? Призадумался. Взрослые «буслы» лягушками не брезгуют, птиц помельче заглатывают: воробьев, скворцов. А тут совсем кроха. Спасибо внучке, она студентка БГУ, организовала онлайн-консультацию с орнитологами, те мне и подсказали, как растить птенца.

Хлеб и лягушек Маргоша упрямо не ест. Предпочитает рыбу, куриные сердечки, свиную печень и улиток. За мороженой рыбой (килькой, салакой) ее опекун специально ездит в агрогородок Свенск — за 10 километров. Объясняет: 

— Маргоша должна питаться по режиму. Аппетит у нее отменный. Это сейчас ей уже почти 3 месяца, считай, подросток, ест 5—6 раз в день. А пока росла — требовала, чтобы кормили ее каждый час. Вот и собирали с женой Валей для «мелкой» улиток — она их за месяц около 300 слопала!

РЫБЫ за эти три месяца Маргоша съела больше 20 кило. А с сородичами, которые не раз спускались из гнезда во двор, не поделилась ни разу.

— Сразу показала им, кто тут хозяин, — смеется Иван Николаевич. — И когда одна из птиц пошла в сторону загона, где теперь живет подросшая Марго, тут же незваного гостя прогнала. Вообще она добрая, ни меня, ни жену не клюнула ни разу. И растет хорошо, вес набирает. Хотя — я это вижу — на несколько недель отстает в развитии от своих сверстников. Аистята из ее выводка уже на груше не живут, их «отдали в ясли». Неподалеку от нас, за Сожем, есть заливные луга. Там в августе и собираются со всей округи птенцы-подростки. С ними всегда находится кто-то из родителей. Но и гнездо взрослые аисты не оставляют — попеременно ночуют, охраняют. Увы, наша Марго после падения с груши даже из коробки выйти боялась, не то что на крыло подняться. Впервые взлетела неделю назад — приземлилась на крышу сарая, а вниз спуститься не может — высоко. Сидит, нервничает, стрекочет… Пришлось брать лестницу, снимать.

В день нашего приезда в Приволье случилось чудо: Марго впервые поднялась высоко в небо, сделала три круга над хатой своего спасителя. Иван Николаевич радовался и переживал одновременно — вдруг приземлится на гнездо? Оттуда потом даже пожарные не снимут! Но Маргоша снова спикировала на сарай. 

— Обычно аисты кружат над гнездом перед отлетом в теплые края — прощаются, — уточняет Кухарев, вернув подопечную на землю. — Но Марго, скорее всего, такой путь не преодолеет. Останется с нами. На зиму утеплю для нее сарай. А по весне сделаю во дворе еще одну буслянку, на другом дереве. Хочу, чтобы питомица устроила свою личную жизнь — обзавелась собственной семьей… 

kislyak@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter