Как строится работа с молодежью на МАЗе

Привлечь, увлечь, закрепить

Юрий Мойсюк мог бы быть неплохим аккордеонистом. Этому способствовало и профессиональное образование в сфере музыки. Но грамотное руководство Минского автомобильного завода позволило парню раскрыться и в других направлениях: стропальщик, слесарь-инструментальщик, специалист по работе с молодежью, водитель погрузчика, вокалист коллектива и спортсмен. Всего этого на МАЗе он достиг за пять лет. А ведь таких молодых и инициативных на предприятии более 2500, что составляет около 16 процентов от общей численности работающих. Секрет закрепления молодых людей здесь прост: МАЗ — настоящий кладезь программ по привлечению и поддержке молодых кадров.

Юрий Мойсюк.

Юрий свой успех поясняет старанием. Но на предприятии немало делают, чтобы со школьной скамьи заинтересовать и обучить ребят. Минский государственный автомеханический колледж имени М. Высоцкого — одно из 20 учебных заведений, готовящих кадры для завода. 

— Пока мои сверстники на втором курсе живут за родительский счет, я получаю стипендию и 300 рублей зарабатываю после занятий на МАЗе, — такое объяснение можно услышать практически от каждого учащегося. 
Ребята не стесняются, что не начали учебу с высшей ступени образования. Зато сейчас с деньгами и работой, а уж после можно и университет освоить без отрыва от производства.
— Сейчас среднее специальное образование намного популярнее. Получил хорошую рабочую профессию и, пока есть жилье, деньги, учишься дальше. К 19 годам парни вполне самостоятельные, сами себя обеспечивают и поступают в университет. Например, у меня есть выпускник — работает в Китайско-Белорусском индустриальном парке. Начинал сборщиком, теперь трудится в сервисной службе, устраняет неполадки и параллельно учится в ­БНТУ на инженера. Чем плохая схема? — пояснил директор колледжа Валерий Кириленко.

Именно знакомство с заводом через первую работу и получение зарплаты и мотивирует оставаться. Тем более на площадях Минского автомеханического колледжа открыт уникальный обучающий центр производственных технологий «МАЗ-Вейчай» для обретения навыков работы на сборочном производстве современных автомобильных двигателей. На завершающей стадии — создание учебного центра для подготовки специалистов по сборке и обслуживанию коробок переключения передач Fast Gear.

— Благодаря такому центру можно за год-два хорошо наловчиться. Я, например, только на третьем курсе, а уже не раз помогал друзьям перебирать двигатель, — рассказывает, открывая клапанную крышку двигателя, учащийся колледжа Кирилл Панасюк. — Моему мнению относительно поломок доверяют, правда, не всегда. Но и я ведь пока не на последнем курсе. Еще в очередь выстраиваться будут.

Студенты Кирилл Панасюк и Александр Попов.

Ежегодно повышение квалификации и переподготовку проходят около 500 сотрудников предприятия. Обучение проводится на базе различных обучающих центров и учреждений образования Беларуси, стран СНГ.

— Главное — иметь желание, а на МАЗе научат всему. Я старался интересоваться всем: от того, чем занимаются токарь, слесарь, до дел инженера, — говорит мастер Евгений Казаков. — Видели старания и любопытство — давали работу получше. Предприятие тем и нравится: хочешь в колхоз — у нас есть свое хозяйство «АгроМАЗ», поваром — пожалуйста, лежит душа к культуре — ДК «МАЗ» всегда откроет свои двери. 

А приобрести опыт поможет наставник. На МАЗе для этого предусмотрен проект «Молодые кадры». За молодыми работниками закрепляются опытные наставники, которые помогают освоиться на рабочем месте. У каждого новичка есть индивидуальный план адаптации.

Студенты Вячеслав Гавриленко и Станислав Германович.

— Когда я начинал работать, у меня тоже был наставник, но негласный, — рассказывает Евгений Казаков. — Мастер, обычный заводской мужик. Он меня научил ладить со всеми и выкручиваться из любой ситуации, какая бы она ни была сложная. Тружусь на заводе я уже 11 лет. Сегодня сам мастер, хоть и начинал с электромонтера. 
Наставничество — важное дело, ведь если для молодого сотрудника есть обратная связь, он видит, что его ценят, то и отношение к делу будет другим. 
Финальная и, пожалуй, самая важная часть — жилье и надбавки. Каждый из работающих на заводе может претендовать на общежитие, а молодежь — на небольшое материальное стимулирование.

— Я училась на платном, — рассказывает журналист заводской газеты «Автозаводец» Елена Подымако. — Работу здесь нашла сама, поэтому ни на какие подъемные не рассчитывала. А как оказалось, каждому молодому человеку, пришедшему сюда, доплачивается неплохая сумма. В год выходит около 1000 рублей. Это хоть и немного, но стоимость за проживание в общежитии покрывает (в месяц 60—70 рублей). Раньше я снимала квартиру, а теперь совсем не вижу в этом смысла.


ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Валерий Иванкович, генеральный директор ОАО «МАЗ» — управляющая компания холдинга «­БЕЛАВТОМАЗ»:

— Для материального стимулирования молодым кадрам — рабочим и служащим — установлена ежемесячная надбавка в размере 100 рублей в течение первого трудового контракта. Предусматривается поэтапное увеличение минимального размера оплаты труда в период действия статуса молодого специалиста в течение двух лет в среднем от 800 до 1800 рублей. С целью повышения мотивации молодых работников на предприятии реализуется и жилищная политика. На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состоят более 800 молодых специалистов и молодых семей. В 2021-м жилую площадь в общежитиях получили 410 работников предприятия. Решением Мингор­исполкома от 4 февраля 2021 года № 320 Минскому автомобильному заводу выделено 140 квартир, что, несомненно, подтверждает факт заботы государства о молодых семьях.

Также профессиональную подготовку на Минском автомобильном заводе с выдачей документа государственного образца можно получить по более чем 300 рабочим профессиям. С целью материального стимулирования молодых работников на предприятии выплачивается единовременное вознаграждение в размере 1000 рублей за каждый год продления трудовых отношений после первого трудового контракта, если контракт продлевается на максимальный (пятилетний) срок.

krush@sb.by

deu@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter