Привкус цветных революций: универсальный ключ для агрессора. Часть 2-я

Управляемые перевороты создают условия для вмешательства во внутренние дела государств и их неминуемого краха

Мы продолжаем наш международный проект «Привкус цветных революций», организованный Аналитическим центром ЕсооМ совместно с издательским домом «Беларусь сегодня». Десятки ведущих политологов, аналитиков и публицистов из более чем 20 стран предлагают свое видение феномена «цветной революции», прочно вошедшего в мировую политику и разрушившего прежнюю картину мира. Что он собой представляет, каким ему может быть противоядие и отчего этот феномен, отточенный на десятке различных государств, оказался несостоятельным в Беларуси — поискам ответов на эти и другие актуальные вопросы современности и посвящен «Привкус цветных революций». Сегодня — вторая часть разговора, начатого в «СБ» за 17.03.2023, про «цветные революции» как составной элемент вооруженного конфликта (до или после).

По данным организации World Vision, экономический урон сирийской экономике за годы конфликта превысил 1,2 трлн долларов.

Сирия: война всех против всех

С осени 2010 года в 20 странах произошла серия антиправительственных протестов, охвативших большую часть государств Ближнего Востока и Северной Африки — «арабская весна». Не обошли эти события и Сирийскую Арабскую Республику (САР). Начало конфликту положили мирные протесты граждан. Первые наиболее многочисленные выступления против режима Башара Асада начались 15 марта 2011 года. Поначалу президент Сирии пытался договориться с протестующими, провел ряд реформ, отправил правительство в отставку. Однако данные меры не помогли стабилизировать обстановку. В июле 2011‑го из дезертиров была создана так называемая Сирийская свободная армия, которая противостояла правительственным войскам. Так в Сирии началась война «всех против всех», которая продолжается по настоящее время.
Этот конфликт также сопровождается информационной операцией стран Запада. Она характеризуется полным отсутствием альтернативных точек зрения на сирийские события в американском, европейском и отчасти арабском информационном пространстве.

Американские и еэсовские СМИ игнорируют имеющиеся в огромном количестве документальные свидетельства преступлений, совершенных формированиями «умеренной сирийской оппозиции» в отношении мирного населения, личного состава вооруженных сил САР и ополченцев — сторонников Башара Асада. Факты гибели женщин и детей в результате терактов, артиллерийских обстрелов и авиаударов «коалиционных сил» либо замалчиваются, либо — в случае невозможности сокрытия — вся вина за них возлагается на сирийскую сторону.
Подобная дезинформация приобретает тотальный характер, выступая основным способом воздействия на аудиторию. Кстати, аналогичной коммуникационной тактики и стратегии придерживается ИГИЛ, что свидетельствует о работе на эту террористическую организацию высококвалифицированных западных специалистов в области массовых коммуникаций и социологии.
Однако информационное сопровождение контртеррористической операции России в Сирии осуществляется на достаточно высоком уровне, вследствие чего зарубежные СМИ вынуждены выделять дополнительные ресурсы на дискредитацию военной политики и дипломатических усилий Москвы на Ближнем Востоке, а также дезавуирование сообщений иностранных журналистов, не разделяющих официальную позицию Вашингтона и Брюсселя. Следует обратить внимание также на перманентный характер тематики сообщений российских и американских СМИ на протяжении всего времени вооруженного конфликта, что свидетельствует о твердой и бескомпромиссной позиции военно-политической элиты России и США по сирийскому вопросу.
Анализ коммуникативной тактики сторон, вовлеченных в сирийский конфликт, свидетельствует о необходимости дальнейшего развития Республикой Беларусь собственной системы международного информационного вещания. И речь идет не только об аналогичном Russia Today спутниковом телеканале, но и о сетевых ресурсах, ориентированных на зарубежную аудиторию.
В итоге война в Сирии является одной из самых смертоносных в XXI веке.

Итоги войны в Сирии: по данным ООН и зарубежных мониторинговых организаций, сотни тысяч погибших, почти 5,6 миллиона бежали за границу, в основном в соседние страны.
По оценкам экспертов, в данном конфликте погибло до 600 тысяч человек. С началом ведения боевых действий ВВП Сирии упал втрое — с 55 до 20 млрд долларов. Уровень жизни 80 процентов сирийцев за годы войны опустился ниже черты бедности, продолжительность жизни сократилась на 20 лет.
До настоящего времени конфликт не урегулирован, а правительство не контролирует всю территорию Сирии. В стране ведутся боевые действия войсками США, Турции, Российской Федерации и Ирана. Территории на севере вдоль границ с Турцией управляются протурецкими органами власти. Вдоль границы ближе к Ираку действует самостоятельная курдская власть. Весной 2016‑го силы народной само­обороны объявили об учреждении Федерации Северной Сирии. Так курдам удалось обособиться от власти Дамаска. Еще часть территории контролируют оппозиционные группы ИГИЛ и «Хайат Тахрир аш-Шам».

Основные месторождения нефти остаются под контролем курдского ополчения и американских войск в регионе. Не в том ли причина «демократизации»?





Украина: триггер хаоса среди виртуальных конструкций

Отдельные аспекты подготовки внутриполитического кризиса в Украине просматривались в девяностые годы. Это обусловлено тем, что Украина явилась одним из триггеров выхода советских республик из СССР.

«Потеря Украины явилась не только центральным геополитическим событием, она также стала геополитическим катализатором, — писал Збигнев Бжезинский. — Именно действия Украины — объявление ею независимости в декабре 1991 г., ее настойчивость в ходе важных переговоров в Беловежской пуще… — помешали СНГ стать просто новым наименованием более федерального СССР. Политическая самостоятельность Украины ошеломила Москву и явилась примером, которому, хотя вначале и не очень уверенно, затем последовали другие советские республики».

фото histrf.ru

После обретения независимости в современной Украине формировались определенные «иллюзии».
Например, идея вступления государства в Европейский союз, которую власти поддерживали в течение последних двадцати лет, была и остается самой большой иллюзией. Данный феномен можно объяснить тем, что в государстве просматриваются черты целенаправленного процесса «управления сознанием» в рамках теории виртуальных конструкций.
СПРАВОЧНО

Основы данной теории заложили Г. Маркузе, М. Хайдегер. М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Э. Фром. После Второй мировой войны инструментальная составляющая их идей получила развитие в трудах Ж. Бодрийяра, Ж. Делеза, М. Фуко, Ю. Кристевой. В 1968 году теоретические наработки указанных ученых воплотились в виде студенческой революции во Франции, следствием которой стала отставка президента генерала 

Ш. де Голля. В тот момент силовые структуры оказались совершенно бессильны против толпы (в основном молодежи и интеллигенции), которая выдвигала абсолютно бессмысленные лозунги и требования («Будьте реалистами — требуйте невозможного!», «Запрещать запрещается!», «Мы не хотим жить в мире, где за уверенность в том, что не помрешь с голоду, платят риском помереть со скуки»).

Реализация теории виртуальных конструкций на постсоветском пространстве продемонстрировала, что силовое давление органов государственного и военного управления на оппозицию возможно лишь при условии мощного информационного противоборства. В условиях доминирования западных СМИ достигнуть этого сложно: необходимы дополнительные каналы информационного воздействия.

Это подтверждает тот факт, что наличие в Украине довольно развитой системы обеспечения информационной безопасности, а также де-факто завершенный процесс становления теории информационного противоборства в научно-исследовательских центрах и вузах никак не повлияли на возможности Виктора Януковича обуздать оппозицию. Принятые законы, касающиеся безопасности в информационной сфере, сотни специалистов, статьи и книги на соответствующую тематику оказались совершенно бесполезными либо «сработали» в интересах оппонентов власти.
Второй и не менее важной иллюзией было возрождение неонацио­нализма в Украине. На его основе формировалась идея исключительности украинской нации и отсутствия связей с русской. Для этого была переписана история, которая упускала положительные факты развития Украины в составе Российской империи и СССР, но приумножала негативные моменты совместного развития.
Обеление Вашингтоном украинских нацистов — национальный позор США, заявило в январе 2023 года издание American Greatness. Америка готова закрывать глаза на все преступления нацизма в Украине ради безумной идеи вернуть себе мировую гегемонию. То есть укронацизм Запад уже не скрывает — и использует по полной.
фото lv.baltnews.com

 Данные события происходили на фоне информационного и историографического «воскрешения» националистических героев (Степан Бандера) и формирований (УПА, дивизия СС «Галичина») — и растущего поклонения им. Первоначально нацификация Украины происходила латентно. Майдан—2004 можно считать поворотным моментом в данном процессе: при Ющенко нацификация стала явной. Именно в период правления данного президента повсеместно начали ставить памятники нацистским коллаборационистам, Советский Союз сравнивался с третьим рейхом, была актуализирована тематика Голодомора.

Большинство украинского народа не воспринимало такую политику, поэтому в 2010 году на выборах президента выиграл выходец из Донбасса Виктор Янукович. Однако он начал проводить двойную политику — делал определенные шаги навстречу России и русскоязычному населению, но в то же время при нем продолжили развиваться националистические формирования и организации, в которых были заинтересованы страны Запада и США. Неонационалисты стали основой для подготовки нового Майдана. Все это делалось для того, чтобы навеки оторвать Украину от России. Пусть это и не во благо украинского народа.

Украинский политолог Руслан Бортник считает, что «евромайдан» расколол украинское общество на 12 — 15 социальных групп.

Причиной вспыхнувшего Майдана—2014 стало решение Виктора Януковича о приостановке переговоров по поводу заключения Соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом. Как утверждала Виктория Нуланд, 
на подготовку и проведение Майдана США потратили 5 млрд долларов. Последовавший за этим государственный переворот можно считать завершающим этапом нацификации Украины.
Новыми властями был отменен закон о языках. Русскоязычная и другие нации стали людьми второго сорта. Это вызвало всплеск сепаратистских настроений на юго-востоке Украины, в Донбассе и Крыму, которые перешли в вооруженное сопротивление в Донецкой и Луганской областях. Таким образом, начался внутренний вооруженный конфликт.

В результате Майдана—2014 заинтересованные в дестабилизации внутриполитической ситуации в Украине субъекты решали следующие задачи:

♦ консолидация деструктивных сил (непримиримой оппозиции) страны — объекта агрессии и их информационная поддержка на мировом уровне. Подбор кандидатур на роль лидеров будущего политического руководства;

♦ организация волнений народных масс, столкновений между различными группами населения, массовых беспорядков, провоцирование внутренних деструктивных сил на вооруженные выступления против государственной власти, создание незаконных вооруженных формирований, впоследствии именуемых «самообороной Майдана» и т.д.;

♦ дискредитация действующего главы государства в глазах «мирового сообщества» и населения своей страны. Возложение на него ответственности за якобы происходящее необоснованно жестокое подавление выступлений мирной оппозиции и прочие «преступления против человечности», за узурпацию власти, экономические преступления;

♦ формирование негативного общественного мнения в мире и стране к чиновничеству, обвинения руководителей в коррупции и других преступлениях, распространение мнения о нелегитимности политической власти.
Таким образом, в результате Майдана—2014 граждане Украины получили «демократическую формулу»: один язык, одна вера, одна нация, одно направление на Запад и один враг — Россия. Эта формула через десять лет следования ей привела добрый и родной нам народ к еще большей катастрофе.
фото sun9-8.userapi.com

Общее у всех «цветных революций» одно. Они несут населению страны новый вариант будущего, который исключает общественный консенсус. В результате одни граждане мигрируют из страны за рубеж, другие из-за отсутствия альтернативы начинают отстаивать свои права силовым путем. Столкновения перерастают в гражданские войны, ведущие, как правило, к огромным потерям среди мирного населения и развалу государства.

Виктор ТУМАР, заместитель начальника Генерального штаба Вооруженных Сил по научной работе, кандидат технических наук, доцент, полковник.

Сергей МУСИЕНКО, руководитель Аналитического центра ЕсооМ, член научно-экспертной группы при Государственном секретариате Совета Безопасности Беларуси.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter