Прививка от рака? Это реально

Белорусские ученые близки к созданию антираковой вакцины

Белорусские ученые близки к созданию уникальной вакцины

Вакцинация, известная в Индии и Китае задолго до того, как двести лет назад ее заново открыли и подняли на новый уровень Эдвард Дженнер и Луи Пастер, спасла миллионы жизней. На ее счету полная ликвидация натуральной оспы, сведение к минимуму урона от полиомиелита, кори, дифтерии, краснухи, коклюша, бешенства, вирусного гепатита В и других недугов. Однако все это — инфекционные заболевания. Клетки-киллеры иммунной системы, нападающие на вирусы и бактерии, справедливо воспринимают их как чужаков, хорошо видят незваных гостей, а потому ведут «боевые действия», не причиняя вреда человеческому организму. Но как быть, если врагами стали клетки собственных тканей, переродившиеся в раковые? Для системы иммунитета они по-прежнему свои, родные, и атаковать их по доброй воле клетки-киллеры ни за что не будут. Поэтому долгое время считалось, что создать вакцину против рака в принципе невозможно.

Перелом произошел в 90-е годы прошлого века, когда в Стэнфордском университете (США) Рон Леви и Лэрри Квэк впервые сделали успешную пробную прививку от лимфомы — рака лимфатической системы. С тех пор ученые cевероамериканского континента прочно удерживают лидерство в этой области исследований, совершенствуют свой метод, хотя по-прежнему в клинической практике новинка пока используется очень редко. Полноценно выйти на рынок не позволяет и сложность используемых технологий, и высокие затраты при производстве вакцины, которая, в отличие от обычной, должна создаваться индивидуально для каждого больного!

Но, как выяснилось, альтернатива все же есть. И предложили ее ученые Республиканского научно-практического центра детской онкологии и гематологии Минздрава Беларуси совместно с учеными Института биоорганической химии Национальной академии наук Беларуси, разрабатывающие более доступную модификацию технологий, используемых американскими коллегами. Свой метод получения противораковой вакцины, созданный при поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований, они уже патентуют и намерены довести проект до стадии реализации в рамках Государственной научно-технической программы «Медицинские биотехнологии».

— Как и американцы, мы используем в качестве маркера, позволяющего распознавать раковые клетки, опухолевый иммуноглобулин — белок, присутствующий только в пораженных лимфоцитах и неповторимый для каждого человека, — поясняет старший научный сотрудник лаборатории молекулярно-генетических исследований РНПЦ детской онкологии и гематологии кандидат биологических наук Александр Мелешко. — Но если в Соединенных Штатах для создания вакцины применяют так называемую гибридомную технологию, трудоемкую и дорогостоящую, то мы используем комплекс более простых генно-инженерных методов, оригинальные методы очистки белкового препарата. Вакцина должна использоваться после хирургического удаления пораженных опухолью лимфатических узлов и проведения химиотерапии, на стадии восстановления, и позволит предотвратить рецидив. Создаваться препарат будет на основе опухолевой ткани самого пациента путем клонирования фрагментов ее ДНК. Как и любая другая вакцина, эта не будет лечить сама, а поможет обучить иммунную систему распознавать и уничтожать раковые клетки. Опыт американцев говорит, что использование вакцинации в восстановительный период позволяет улучшить выживаемость пациентов на 20—30 процентов.

Понятно, что если вакцина создается индивидуально, на что уходит 2—3 месяца сложнейшей работы, то дешевой она не может быть в принципе. По прикидкам ученых, даже отечественная, гораздо более доступная по цене, чем американская, должна стоить несколько тысяч долларов.

Правда, это относительно немного по сравнению с химиотерапией той же лимфомы, один курс которой обходится в 20—30 тысяч долларов, или трансплантацией костного мозга, стоящей от 50 тысяч долларов. Кстати, такие расходы на лечение наших граждан берет на себя госбюджет, и только иностранцы за подобные медицинские услуги белорусских клиник платят живыми деньгами.

— Сейчас мы завершаем лабораторную стадию создания вакцины на своей базе, но дальнейшие исследования продолжим в рамках Государственной научно-технической программы «Медицинские биотехнологии» совместно с коллегами из Республиканского научно-практического центра онкологии и медицинской радиологии имени Н.Н. Александрова, где в стационаре проходят лечение взрослые пациенты, — говорит Александр Мелешко. — Подключить своих коллег к теме мы должны потому, что проблема, которой мы занялись, очень важна и интересна с точки зрения и науки, и клиники, но, как ни странно, не совсем соответствует профилю нашей организации. Наш контингент — дети, а лимфомы в таком возрасте насколько скоротечны и агрессивны, настолько и успешно поддаются обычным методам терапии. Лечения с помощью вакцины они не требуют. У взрослых же это заболевание, широко распространенное в нашей стране, длится дольше, иногда десятилетиями, протекает гораздо тяжелее и требует очень больших затрат. Поэтому появление нового перспективного средства лечения будет, как мы надеемся, по достоинству оценено онкологами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter