Злоупотребление спиртным и безответственность - главные причины гибели на воде

Прививка от безответственности

Жара возвращается, и озабоченность ОСВОД крепнет. Предыдущий скачок температур имел горький побочный эффект: за неделю с 10 июня на воде погибли 46 человек, в том числе трое несовершеннолетних. Десятки жизней спасены, порой чудом… Всего же с января утонули уже 159 человек, на 28 больше, чем год назад. Вот она, цена нашего желания побыстрее расслабиться и сбросить с себя гнет жаркого лета. А еще, уверены специалисты, цена инфантилизма. Его, увы, никак не удается искоренить, потому сводки ЧП чаще всего написаны как под копирку.


Председатель республиканского государственно-общественного объединения ОСВОД Анвар Игамбердиев описывает один из последних случаев под Кобрином. Молодой человек отправился купаться на озеро с детьми двух и шести лет. Старший мальчик заплутал в камышах, упал, утонул на глубине 1,5 метра. Плавать, естественно, не умел. Почему его не держали за руку? Почему упустили из виду? А почему утонул, купаясь с мамой, двухлетний малыш на озере Белое в Бешенковичском районе? Почему малые дети гибнут в мелиоративных каналах, технических колодцах, заброшенных прудах? Причин несколько. Но главная, считают в ОСВОД, — преступная родительская беспечность: малыши до 5 лет — ее заложники. И вопрос не в том, чтобы жестко, по статье УК «Оставление детей в опасности» наказывать постфактум семьи, куда вдруг пришла самая страшная беда, а в том, чтобы выработать наконец коллективный иммунитет. Против надежды на авось. Против безответственности и расхлябанности в любом вопросе, что касается наших детей. Ведь какой-то миг — ребенок уходит под воду. 5 минут — и уже почти нет шансов на его спасение. Тем более к каждому водоему не приставишь спасателя. А гибнут люди в 9 случаях из 10 в местах, вовсе не предназначенных для массового отдыха.

В более чем 60% случаев тут замешан еще и алкоголь, который, по меткому замечанию председателя Минской областной организации ОСВОД Станислава Смольского, делает человека субъектом с замедленной реакцией, неспособным оценить свои возможности. С 2 — 3 промилле алкоголя в крови не держащиеся на воде родители идут плавать с малолетними детьми, мужчины на спор пытаются переплыть реки, юноши абы где сигают с обрывов вниз головой. Ни секунды, разумеется, не думая о потенциальных последствиях для себя и своей семьи. Что касается ныряльщиков с тяжелыми повреждениями спинного мозга, то в лучшем случае их ждет инвалидная коляска. Неужели краткий выброс эндорфинов того стоит?

Конечно, ОСВОД старается работать на упреждение. Накануне купального сезона было обследовано более 440 пляжей. Проводится патрулирование в зонах, официально не одобренных для массового отдыха, но пользующихся спросом, — рейды. Штрафуются любители отдыха «под хмельком». Ставится вопрос о создании в трудовых коллективах первичных организаций в помощь ОСВОД и о том, что плаванию школьников надо обучать более широко. Но инициатива сверху все же должна подкрепляться нашим личным пониманием: прежде всего, это моя ответственность, я могу свести свой риск на нет и риск для окружающих к минимуму. Видимо, из этого исходил директор одной из школ, когда предложил свою разработку — бесплатное мобильное приложение о правилах поведения на воде. Для школьников, в игровой форме. Сейчас оно проходит экспертизу в Национальном институте образования. А затем может быть внедрено в учебный процесс. Пусть молодое поколение знает назубок то, что до среднего пока никак не доходит.

gabasova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter