В Минске выступила дважды лауреат премии "Золотая маска" Надежда Кучер

Привет от Марфы Васильевны

Как становятся оперными звездами? Только ли в «золотых» голосовых связках дело? Почему одних бог целует в темечко, а от других брезгливо воротит свои уста? Загадка. С такими думами шел в Большой театр. При невероятном стечении образованной публики здесь показывали «Царскую невесту» в постановке главного режиссера театра Михаила Панджавидзе. Трактовка современна, изящна и выразительна. Глаз радуется, душа трепещет. Показ был ознаменован участием в нем звезды мировой оперы Надежды Кучер. Если вспомнить, что в свое время талант Надежды в Минске понимания не нашел, личностный рост исполнительницы налицо. Теперь на спектакли с ее участием меломаны выламывают двери. «С Марией Гулегиной — та же петрушка получилась, — поправляя на переносице пенсне, заметил мой армейский друг Вератила. — Да и с Ириной Гордей тоже». Зато теперь платим большие деньги за просмотр того, что выросло у нас в огороде.

Кучер исполнила в опере партию Марфы, ее соперницу Любашу — тоже звезда мировой оперы, заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова. Это, по–моему, придало показу дополнительный нерв. Противостояние героинь, заложенное в либретто, здесь еще было усилено противостоянием личностных харизм артисток. Лед и пламень, пепел и алмаз, нью–йоркская дива «Метрополитен–Опера» и обладатель звания лучшей оперной певицы мира, выигравшая самый престижный мировой конкурс вокалистов — BBC Cardiff Singer of the World, работавшая в Михайловском и Пермском театрах, а также на оперных проектах в Чили и Тулузе. Кому из них было мне, простоволосому Лелю городских окраин в рубашонке с модным в этом сезоне орнаментом, отдать свое сердце? Делать нечего: я его располовинил. Меня пленили обе. Страстная, острая по рисунку, роковая Волкова (в ее Любаше так и просвечивает горячая Кармен) и теплая, домашняя, румяная, как кренделек только что из печи, Марфа.

«Царская невеста» — жемчужина русского оперного искусства. Посвящена драматическим событиям, предшествующим тому моменту, как царь Иван Грозный заполучил в жены уже третью супругу — Марфу Васильевну, урожденную Собакину. Ту самую, над простодушием которой иронизировал в своем фильме «Иван Васильевич меняет профессию» режиссер Леонид Гайдай. Там актриса Нина Маслова выразительно краснела, опускала очи долу и в которой раз напоминала ушедшему в загул управдому Бунше: «Марфа Васильевна я...» Фраза ушла в народ, там и осталась.

У Римского–Корсакова не все так радужно. Либретто, написанное композитором и Ильей Тюменевым по одноименной драме Льва Мея, изобилует, как и положено в опере, драматическими событиями. Много моментов социальной критики. «Хуже псов», — говорит простой люд в опере про опричников. И сказано это задолго до сатирической повести Владимира Сорокина «День опричника». Показано в опере, как в общем–то безнаказанный царский произвол в отношении семейно–бытовых отношений в XVI веке рушит счастье людское. Задумал царь выбрать себе невесту, организовали по этому поводу смотрины. И выбрал лихоимец в жены Марфушу, невесту Ивана Лыкова, честного боярина. Грязной его в предательстве обвинил да зарезал с дружками–опричниками. Любаша, Грязного любовница, к немцу, царскому лекарю Бомелию, обратилась за зельем, чтобы соперница–разлучница Марфуша усохла. Малюте Скуратову оставалось только рот разевать да дивиться. Хорошо, что сейчас всяческий произвол в отношении потенциальных невест искоренен. Эмансипация сделала свое дело. Под венец их ни уговором, ни угрозой, ни пряником медовым не затащишь, пока сами не захотят. Потому если какая отчаянная домохозяйка и забредет в минуту душевной смуты на «Царскую невесту», то обязательно гордость испытает за прогресс, который раскрепостил и разневолил женские сердца.

Добрый зритель в 9–м ряду.

Советская Белоруссия № 175 (25057). Вторник, 13 сентября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter