Привет из Рио-де-Жанейро

ТЮЗ представил спектакль «Лиса и виноград» о древнегреческом баснописце Эзопе

На  сегодняшних  театральных   афишах  Минска  большое  разнообразие  авторов,  стран  и  эпох.  Но  такого  пронзительного  разговора  о  человеческом  достоинстве  давно  не  было

Театр юного зрителя представил спектакль «Лиса и виноград» о древнегреческом баснописце Эзопе. История жизни греческого раба, философа и талантливого артиста, ставшего заложником древнеримского сенатора Ксанфа, породила целый ряд художественных произведений. Писатель не обязан придерживаться документальных точностей, тем более что досконально неизвестно, существовала ли такая историческая личность – Эзоп.

Есть множество жизнеописаний Эзопа с вымышленными биографическими подробностями, опубликовано около 500 его басен, в каждом из справочников существует строчка, что жил баснописец в пятидесятых годах до нашей  эры. Было ли не было… Примем на веру существование этого загадочного человека, потому что с его именем связаны впечатляющие поступки. Для нас, сегодняшних, важнейшим является так называемый эзопов язык.  Понятие  означает выражение мыслей намеками,  иносказаниями, недомолвками.

В пятидесятых годах ХХ века бразильский писатель Гильерме Фигейреду написал пьесу «Лиса и виноград», которая стала очень популярной во всем мире. Впервые она была поставлена в бразильском Рио-де-Жанейро и вскоре — в ведущих театрах бывшего СССР: Ленинградском БДТ, Московском МХАТе и Белорусском театре имени Янки Купалы.  Три театра спорили, у кого лучше, а критики утверждали, что именно белорусы сделали открытие, потому что во времена цензуры и запретов мысль об эзоповом языке была очень актуальной.

И вот Рио-де-Жанейро и Минск снова породнились и подружились на почве интересов к античной истории. У нового спектакля ТЮЗа было сразу несколько задач. Во-первых, просветительская цель: школьники получают иллюстрацию по учебному материалу. Во-вторых, опытные, зрелые актеры Леонид Улащенко и Александр Полозков имеют возможность во взрослом философском спектакле наконец-то блеснуть своим мастерством. В-третьих, новую работу готовит приглашенная команда из уже отмеченных многочисленными наградами режиссера Геннадия Мушперта, сценографа Елены Игруши, композитора Анатолия Кандыбы.

О чем поставлен  спектакль? На этот вопрос ответить просто: о том драгоценном чувстве личной свободы, которое выше страха, сильнее любви к прекрасной женщине. Эзоп говорит влюбленной в него Клее: «Если бы ты даже меня умоляла, я бы не подарил тебе мою свободу». И это сказано богатой красавице, жене рабовладельца. А говорит человек, которого постоянно унижают и бьют, обманывают и безжалостно эксплуатируют. На такое можно решиться, если у тебя есть принципы, мужество и чувство собственного достоинства.

Именно такого Эзопа играет заслуженный артист Беларуси Леонид Улащенко. В первый момент его появления в доме Ксанфа в Дельфах даже возникает недоумение: почему раб такой гордый и независимый? И тут вспоминаешь интересную особенность древнеримского искусства: живописуя покоренных греков-рабов, оно всегда победу отдавало униженному.

Бразильский драматург Фигейредо, знающий законы мирового театра  и то, что приносит коммерческую выгоду, много внимания уделил в пьесе теме чудесного подарка судьбы – любви таких разных и несоединимых людей, как Эзоп и Клея. Это чувство приносит страдания. Театр юного зрителя  в противовес купаловскому спектаклю полувековой давности смикшировал эту тему. Для сегодняшних совсем юных зрителей важнее другая тема: ощущение свободы в мире,  где надо приспосабливаться, прятать свою искренность и служить золотому тельцу. Театр предлагает высокие нравственные критерии, о которых стали забывать. И делает это очень серьезно, спокойно и уверенно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter