Привет из недалекого прошлого

Кошмар, тихо переходящий в ужас, хозяйственников и просто руководителей трудовых коллективов прошлого века — анонимка...

Он абсолютно  не  обрадовал  главврача  5-й  городской клинической  больницы  Михаила  Назарчука  и  его  коллег 

Головная боль, кошмар, тихо переходящий в ужас, хозяйственников и просто руководителей трудовых коллективов прошлого века — анонимка.  Сообщение, сигнал, донос — выбирайте, что кому больше нравится, — в вышестоящую инстанцию, что в структуре подведомственной творятся безобразия и так далее, которые нужно немедленно устранить. Их авторы, поскольку имя свое не разглашали и в лучшем случае прикрывались всеобъемлющим «работники предприятия», на обвинения не скупились, выливали на чью-то бедную головушку полновесный ушат грязи. «Лучше под трамвай попасть, чем под анонимку!» — как-то в сердцах выразился знакомый директор завода, которого в конце концов эти самые анонимки и вогнали в гроб раньше времени. 

Нынче в Беларуси анонимки вне закона. Ни одна инстанция согласно законодательству страны их рассматривать не обязана. Изначальный посыл очень, в принципе, верный: идешь на «вы» — обозначь себя, подними забрало, будь  готов к тому, что за голословные обвинения, грязь и клевету, возможно, придется ответить самому, да беда в менталитете самого чиновника, которому куда проще спустить эту анонимку для разбирательства, чем взять на себя ответственность и списать ее в архив.

Именно таким образом своего рода привет из недалекого прошлого получил главврач 5-й городской клинической больницы Михаил Назарчук. Анонимка, направленная в одну из республиканских контрольных инстанций, благополучно «спустилась» в комитет по здравоохранению Мингорисполкома, в котором тут же был издан приказ о проведении комиссионной проверки клиники. Пятнадцать человек во главе с начальником отдела специализированной медицинской помощи комитета Еленой Рудковой бросили, как говорят в таких случаях, все и вплотную занялись одним из старейших учреждений здравоохранения столицы. 

Все анонимки (а об этом нужно сказать сразу, как бы они не отличались по стилю изложения, качеству бумаги и так далее) пишутся, в принципе, по одному шаблону. Согласно ему объект внимания «доброжелателя» абсолютно некомпетентен: на должность попал благодаря высокому покровителю, делать ничего не умеет, а если за что-то и берется, то с целью обогатиться лично. В конце слезная просьба: уберите от нас такого начальника. 

Сразу же выясняется (объемистая справка, составленная по итогам проверки анонимного заявления, лежит передо мной), что обвинения М. Назарчука в некомпетентности не выдерживают никакой критики. Михаил Федорович — медик с огромным стажем, имеет высшую квалификационную категорию по специальности «врач-организатор здравоохранения». В должности главврача он с 2002 года, за это время немало сделал для развития материальной базы, оснащения ее современной медицинской техникой, внедрения технологий двадцать первого века, которые сегодня выгодно отличают именно эту клинику от аналогичных учреждений здравоохранения. С каждым годом возрастает и количество пролеченных во всех 19 клинических и 11 параклинических отделениях больных. Если, к примеру, в 2005 году на 851 средней больничной койке за год лечилось 28 516 человек, то в прошлом — 31 527 человек, хотя количество этих самых средних коек выросло всего на 4 единицы. Ясно, что лечил их не сам главврач лично, но процесс-то организовывает именно он, он отвечает за работу каждого из 195 врачей, 517 медсестер, всех 1141 человека, работающего в клинике. А их работу при всем желании легкой никак не назовешь — на момент проверки укомплектованность персоналом по больнице составляла 73,7 процента. Это значит, что медперсонал больницы работает с большой перегрузкой и высокой интенсивностью —  допустимая нагрузка, например, на врача МРТ превышается в два раза. Не все ее выдерживают, некоторые увольняются, хотя в целом текучесть кадров по клинике ниже среднегородского показателя. Те же, кто остается, работают добросовестно и творчески, ко всему прочему имеют и хорошую перспективу карьерного роста — в прошлом году, например, из кадрового резерва на должности назначены заместитель главврача по акушерско-гинекологической помощи, три заведующие отделениями и три старшие медицинские сестры. 

Это все к тому, что приводимые анонимом факты о низком уровне оказания медицинской помощи, пренебрежительном отношении к кадрам никак не подтверждаются. А вот тот факт, что за пять истекших лет в клинике активно ведутся ремонтно-строительные работы, но много чего так и не отремонтировано, имеет место быть. Но и это не вина и уж тем более не личная корысть главврача, как утверждает аноним, а беда и клиники  в частности, и города в целом. 

Потому что, а это особо отмечено в справке комиссии, сегодня 5-я клиника представлена лечебными корпусами пятидесятых—шестидесятых годов постройки, последний по счету неврологический корпус — и тот был введен в 1975 году. Большинство зданий давно уже требуют капитального ремонта, чему, как обычно, препятствовало недостаточное финансирование отрасли. Лишь в 2002 году, когда Мингорисполком принял специальную программу укрепления материально-технической базы здравоохранения на 2002—2006 годы, дело сдвинулось, и в прошлом году освоение средств на текущий ремонт зданий составило более полумиллиарда рублей. С капитальным хуже — нужно время на разработку проектно-сметной документации, качество ее с учетом того, что строительные технологии меняются, невысоко, потеря времени неизбежна. Именно этим объясняются и задержки с капремонтом центрального стерилизационного отделения, пятой и четвертой терапии, хотя неизвестный доброжелатель винит в этом именно М. Назарчука. 

Недостатки в работе клиники, ее главврача, конечно же, есть. Но, а это специально в разговоре со мной подчеркнула Елена Рудкова, прямой связи между ними и качеством оказания медицинской помощи больным не наблюдается, хромает не работа врачей, а уровень административно-управленческого процесса  и все остальное: оформление  и ведение документации, заключение контрактов и так далее, с этим связанное. И безболезненно, в принципе, устранимое. 

Сам Михаил Назарчук ситуацию, в которую попал он и в которую оказался втянутым весь коллектив клиники, оценивает лаконично: 

— Вступать в дискуссию с анонимом, который походя измазал грязью не одну сотню своих, а это вероятнее всего, коллег, считаю ниже своего достоинства — бог ему судья. Реальные недостатки, на которые указала комиссия, исправляем, соответствующие меры, в том числе и административного характера, приняты. 

Между прочим, здесь вновь ждут комиссию, потому что предыдущая, та, о которой мы говорим, решила во втором полугодии еще раз  проверить клинику.  Оно, может быть, и нужно, да вот лично мне как-то неприятно, что в основе этой административной суеты лежит та самая анонимка, которые я, проработав в журналистике не один десяток лет, иначе, как грязными, не называю. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter