Среди соискателей Государственной премии - опера "Сiвая легенда"

Привет, долгожданная классика

Нация немыслима без национальной оперы. Вспомним, чем была «Жизнь за царя» для русских, «Галька» для поляков, «Порги и Бесс» для американцев — и мы поймем, почему Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси на протяжении всей своей истории так яростно сражается за национальную оперу.


Почти 80 лет назад, когда наш оперный театр еще не был ни Национальным, ни Большим, ни академическим, на его сцене были поставлены первые белорусские оперы: «Мiхась Падгорны» Тикоцкого и «У пушчах Палесся» Богатырева. Тогда казалось, что для успеха достаточно взять революционный сюжет, превратить его в либретто на белорусском языке и положить на музыку.

Но создание национальной оперы оказалось очень и очень непростой задачей. Каких только экспериментов не было на этом пути! И «Кветка шчасця» Туренкова, густо замешанная на белорусских обрядах, песнях и танцах. И «Алеся» Тикоцкого — первая белорусская опера о Великой Отечественной войне. И «Ясны свiтанак» Туренкова — о вхождении Западной Белоруссии в состав БССР. «Зорка Венера» Семеняко — поэтический спектакль о Максиме Богдановиче.

Но каждый раз в этих произведениях и постановках чего–то не хватало. Казалось, немного подтянуть и подправить — и будет отлично! Особые надежды в этом смысле возлагались на «Алесю». Ее ставили пять раз, но спектакль так и не смог удержаться в репертуаре.

И, наконец, в 1978 году на сцене Государственного академического театра оперы и балета состоялась премьера оперы тогда еще молодого, а ныне народного артиста Дмитрия Смольского на либретто Владимира Короткевича «Сiвая легенда». Раскрылся занавес — и перед нашими глазами предстала Беларусь, какой мы ее никогда не видели на сцене. Средневековая, мрачная, одетая в жертвенные белые одежды, она изъяснялась прекрасными белорусскими стихами. (Позже я узнала, что Короткевич написал их на готовую музыку Смольского.)


А музыка! Она захватывала с первой ноты и не отпускала до самого конца. Ни до, ни после ни один из наших композиторов не смог создать музыку столь яркую и мелодичную, насыщенную столь глубокими страстями. Поистине белорусская «Аида»!

Неудивительно, что этот прекрасный по тем временам спектакль прожил на сцене шесть лет и, наверное, смог бы прожить и дольше. Но надвигалась новая эпоха, уходили артисты, дирижер–постановщик Владимир Мошенский терял интерес к театру и вскоре стал дьяконом...

Какой же радостью стало для всех нас, когда три десятилетия спустя театр возродил «Сiвую легенду»! Премьера новой версии оперы состоялась 9 сентября 2012 года.

Поменялся не только сценический облик. Усилиями композитора опера стала лаконичнее, три действия уместились в два, и интрига развертывается со скоростью стрелы, выпущенной из лука. Часть музыки из–за этого пропала, и это досадно. Но зато ее внутренний ритм стал созвучен нашему времени.

И, конечно, радикально преобразилась постановка. Главный режиссер театра Михаил Панджавидзе поставил спектакль, больше похожий на кино, чем на традиционное оперное действо.


Но и возможности для постановки у него совершенно другие, чем у его предшественника Семена Штейна. И дело не только в новых возможностях сцены, которыми блестяще воспользовался художник–постановщик, а по совместительству главный художник театра Александр Костюченко.

Другим стал хор, которым с 1993 года руководит народная артистка Нина Ломанович. А именно хор играет в постановке опер самую важную роль. Хор — это массовые сцены. И если он намертво привязан к руке дирижера, если артисты хора неспособны петь в движении, не видя и не слыша друг друга, — получается мертвый, статичный спектакль с выстроенными в линейку «народными массами». 30 — 40 лет назад все постановки в нашем оперном театре именно так и выглядели.

Зато нынешний хор — молодой, динамичный, безупречно вышколенный, звучный — предоставляет для режиссера бесконечные постановочные возможности. Плюс приглашенные статисты из Академии карате — и вот вам реалистичные картины боя.

Но главное, конечно, артисты! На мой взгляд, гораздо более яркие и убедительные как в вокале, так и в актерской игре, чем звезды прошлых поколений. Эти певцы ездят по миру, работают в лучших театрах с выдающимися дирижерами и режиссерами, и этот бесценный опыт идет на пользу нашему оперному театру. Народные артисты Анастасия Москвина и Сергей Франковский, заслуженные артисты Оксана Волкова и Станислав Трифонов — настоящие суперзвезды, которыми могла бы гордиться любая страна.

Но больше всего меня поразило, с какой любовью они относятся к «Сiвой легендзе». Анастасия Москвина:

— Я испытываю наслаждение оттого, что пою на белорусском языке, что это наша белорусская история, что у нас есть такая постановка. Когда пою, у меня возникает глубокое и сильное чувство гордости за свою страну. Этот спектакль — наша классика!

Я добавлю: долгожданная классика.

juliaandr@gmail.com

Фото  operanews.ru

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter