Итоги работы комплексов по выращиванию и откорму КРС за январь-июнь

Привесы высокие, затраты низкие, а рентабельность… ноль. Снова диспаритет

Итоги работы комплексов по выращиванию и откорму КРС за январь-июнь


КСУП «Слободское имени Ленина» Мозырского района — 6-е место

ОАО «Сенненский агросервис» — 77-е место

КСУП «Слободское имени Ленина» — это почти 12 процентов валовой продукции района. Это хозяйство, которое занимается не просто сельхозпроизводством, а, как того и требует время, агробизнесом. Здесь и от коровы получают более 6 тонн молока в год, и комплекс по выращиванию и откорму КРС на 1690 голов занимает шестую строчку в рейтинге из 80 откормочников страны. При среднесуточных привесах 980 граммов расход кормов на 100 килограммов привеса всего 5,5 центнера кормоединиц. Это второй результат в республике, ниже только в СПК «Василишки» — 5,2.

Телятница_b.jpg

Телятница комплекса «Богданово» Галина КОМОВИЧ работает практически на энтузиазме

В КОТОРЫЙ раз задаюсь вопросом, почему из восьми десятков комплексов даже четверть из них не имеет таких привесов и тем более таких низких затрат кормов? Земли в Мозырском районе не самые лучшие: преобладают песчаники, а зной и засуха последних лет заставляют серьезно задуматься о структуре севооборота. Тем не менее именно здесь получают наибольшие привесы при наименьших затратах.

По мнению заместителя начальника управления сельского хозяйства и продовольствия Мозырского райисполкома Василия Климовича, ничего сверхъестественного или удивительного в этом нет. Получить хорошие привесы можно элементарно — четко следуя технологии содержания и кормления скота. Выполняем технологию на 100 процентов — получаем один килограмм привесов, выполняем на 60 — получаем соответственно 600 граммов. Ни больше ни меньше.

На откорм здесь ставят теленка средним весом 40 килограммов. Согласно схеме выпойки, он получает молоко, комбикорм КР-1 от 0,5 килограмма и выше. С 50 дней — сено, а с двух месяцев приучается к силосу. Как только набрал 200 килограммов, переводят на второй период. Кормление круглогодичное однотипное и, конечно же, сбалансированное. Сегодня уже каждый понимает, что от качества кормов, которые в структуре затрат занимают 60 процентов, зависит очень многое. Их в хозяйстве достаточно, закладывают столько, чтобы перекрыть заготовки нового урожая. Сенаж и силос, соответствующие питательным нормам, хранятся в траншеях, сено — в рулонах.

НО как снизить затраты на кормах? Заместитель директора Михаил Гнедько подчеркивает, что кукурузный силос дает энергию, если ее убирать в фазе восковой спелости и интенсивно измельчать на мелкие частицы — именно это обеспечивает максимальный выход питательных веществ при оптимальной кормовой ценности и пригодности к силосованию. Энергетическая ценность кукурузного силоса должна быть выше 6,5 МДж/кг.

Круглогодичное однотипное сбалансированное кормление скота высококачественными полнорационными кормосмесями обеспечивает стабильное получение среднесуточных приростов от 900 и более граммов при экономном расходовании концентратов. Корма высокого качества на треть снижают затраты на продукцию и соответственно сокращают удельные затраты энергоносителей. Сэкономленная на 15—20 процентов энергия на кормах полностью возмещает энергию, используемую на комплексе. Составляя рационы, здесь учитывают, что недостаток в кормовой единице хотя бы одного грамма переваримого протеина приводит к перерасходу кормов на 1,5—2 процента. А приготовление сенажа из многолетних трав позволяет сделать это в сжатые сроки и на 80 процентов сохранить питательные вещества. В килограмме высококачественного сенажа содержится 0,42—0,45 кормовых единиц и 50—55 граммов переваримого протеина. Важное значение имеет кормление животных вволю, этим создаются лучшие условия энергообеспеченности животных в течение суток. Михаил Гнедько идет в рассуждениях дальше:

— Получать такие привесы под силу каждому. Нужно знать особенности развития организма телят и соблюдать схему их кормления и выпойки. Наибольшие привесы молодняк КРС дает на первом году жизни: бычки растут в основном за счет мышечной ткани. В возрасте после года в организме начинает в большем количестве откладываться жир, а на образование одного грамма жира расходуется в четыре раза больше кормов, чем на один грамм мышечной ткани. Вот поэтому мы максимально используем высокую энергию роста телят в первый год их жизни.

ЧТО и говорить, всегда интересно и полезно бывать в таких хозяйствах. Показатели отменные, а как же с рентабельностью? К сожалению, здесь-то и понимаешь, что в реальной жизни не всегда и не все зависит от сельчанина. Привесы растут, затраты снижаюся, а чистых доходов от говядины нет. Это принципиально важная тема. В который раз вспоминается набившее оскомину противоречие, когда доходы между сельхозпроизводителем, переработчиком и торговлей распределяются в пропорции явно не в пользу первого. На комплексе себестоимость говядины 2,4—2,5 рубля за килограмм в живом весе. Мясокомбинат покупает по 2,2—2,3 рубля. Вот такая арифметика. Не устраивает — девай свой скот куда хочешь.

«Снижайте себестоимость», — требуют от сельхозпроизводителя. На комплексе имеют горячее желание ее снизить и реально снижают на главном — кормах. И что? Решаема ли задача в заданных условиях? При стоящих намертво в течение почти четырех лет закупочных ценах бензин, дизельное топливо, биотопливо, электроэнергия подорожали в среднем на 20 процентов. Перечень, в который входят удобрения, ветпрепарты и тому подобное, можно продолжить.

Понятно, сегодня по закупочным ценам мы подошли к потолку как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Хозяйствам, которые получают привесы по 400 граммов и имеют рентабельность минус 25 процентов, подними закупочные цены хоть в три раза — все равно будет мало и никакая цена не спасет! Вот здесь действительно справедливо сказать: повышайте привесы и снижайте затраты. Но экономика даже таких комплексов, как в «Слободском», на грани выживания. Стонет и переработка, дескать, особой прибыли там тоже нет. На деле, покупая у сельчанина говядину в живом весе по 2,2 рубля, в магазины поставляют по 5—6 рублей как минимум. Нам говорят, что все равно наше мясо не выдерживает ценовой конкуренции — слишком дорогое.

Позвольте усомниться. Может, рассказы о дорогой белорусской говядине преувеличены? Что говорит мировая статистика? А говорит она очень любопытные вещи.

Основной ориентир для мировых экспортеров — индексы на крупный рогатый скот, устанавливаемые на Чикагской и Бразильской товарных биржах. Так вот, в начале июля на Чикагской товарной бирже фьючерсы на поставку живого скота со сроком исполнения в августе 2016 года торговались в переводе на более привычную для нас систему измерения на уровне 2,5 доллара за килограмм живого веса скота. В Беларуси за аналогичный товар отдают 1,2—1,4 доллара в эквиваленте. Выходит, цены на живой скот у нас ниже мировых.

А почему белорусское мясо дороже западного, это уже вопрос и претензии к переработке и торговле.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «СГ»

germanovich@sb.by

Махинаторов изобличили, а банкроту технологии все равно не по карману


РАСХОД кормов на центнер привеса комплекса по откорму КРС «Богданово» ОАО «Сенненский агросервис» за первое полугодие зашкаливает в своей абсурдности — 45 центнеров кормовых единиц. Для сравнения: у лучших сельхозпредприятий страны — 6—7, худших — в два раза больше. Но цифры сенненцев не поддаются реальному объяснению. Как же они появились?

В ФЕВРАЛЕ во время приема в Сенненском районе председателю КГК Витебской области Вадиму Зарянкину поступили жалобы работников агросервиса на несвоевременную выплату зарплаты. Назначена внеплановая проверка всей организации, которая и выявила махинации на комплексе по откорму КРС «Богданово».

За 2015 год реализовано физическим и юридическим лицам, попросту говоря, мимо мясокомбината половина поголовья — 994 головы КРС живым весом, 300 тонн по ценам ниже себестоимости. Ущерб — 2,5 миллиарда неденоминированных рублей. Контрольное взвешивание показало завышение валового привеса по сравнению с данными бухгалтерского учета на 824 тонны. Госконтроль констатировал: «Определить фактическое получение привесов за 2015 год проверкой не представляется возможным, так как полное взвешивание скота на комплексе не производилось». Получается, все делалось на глазок. За это директор ОАО «Сенненский агросервис» Иосиф Свистунов поплатился должностью и стал фигурантом уголовного дела.

Пришлось срочно пересчитывать производственно-экономические показатели. Поэтому и расход кормов вышел 45 центнеров, а среднесуточные привесы — 150 граммов.

Начальник управления сельского хозяйства и продовольствия Сенненского райисполкома Леонид Хиревич считает: эти цифры не отражают истины. Скот на комплексе «Богданово» не был тощим. Скромные 500 граммов в день давал. Больше из него вряд ли представлялось возможным вытянуть: помещениям 30 лет, модернизация не проводилась, современную технологию, предусматривающую получение на откорме 800—1000 граммов, внедрить невозможно. Кормов хватило до начала пастбищного периода. Скот не мог никак добавлять всего 150 граммов в день хотя бы по той причине, что постоянно получал барду — добротные отходы от производства спирта. В чем же дело?

Специалисты райсельхозпрода полагают: поскольку скот при реализации не взвешивался, то продавался он мимо мясокомбината на глазок явно не в пользу сельхозпредприятия. Скажем, бычок реально весил 320 килограммов, а шел по 270. То есть не низкие привесы виноваты, а то, что животных разбазаривали. Следственным органам еще предстоит узнать, кто на этом нагрел руки.

В НАЧАЛЕ мая директором агросервиса стал Сергей Погорельский. Когда-то работал заместителем директора. Словом, ситуацию знает. Людей тоже. К примеру, начальника комплекса Александра Берестова после скандала от должности отстранили, но Погорельский вернул его назад. Почему? Не доказано, что он участвовал в махинациях. Других желающих найти невозможно. А этот все же знает дело.

Началась модернизация технологии. При старой животные находились на полу со щелями для удаления навоза. Она порождала излишнюю влажность в помещениях, болезни. Сейчас идет переход к беспривязному содержанию на глубокой подстилке, что значительно улучшает микроклимат в сараях, сохранность поголовья.

Всех малых телят, закупаемых в других хозяйствах, которые раньше ютились в разных сараях, разместили в одном переоборудованном арочном помещении, обеспечили вдоволь соответствующими возрасту концентратами, сеном, водой. Разработали четкую схему, согласно которой ежемесячно сюда поступает 150 голов молодняка весом 70—90 килограммов. Начали переоборудование других помещений для доращивания более взрослых телят.

И навели порядок с привесами, получили объективные результаты работы! Ежемесячно, причем с обязательным контролем специалистов райсельхозпрода, взвешивается все поголовье. На доращивании получают ежедневно по 460—480 граммов, откорме — до 670. Конечно, негусто. Но и не 150, как выходило по бумагам ранее.

Тем не менее иллюзий насчет килограммовых привесов и огромных денег, вырученных от производства говядины, здесь никто не питает. И вот почему. Комплекс существует не сам по себе, а в общей структуре агросервиса, который, по сути, банкрот. Оборотных средств нет, зато есть просроченная кредиторская задолженность, поэтому новых денег в долг банк не дает. Пока у него сложное финансовое положение, невозможно, скажем, из-за задержек с поступлением топлива или запчастей полностью соблюдать технологию закладки кормов. А если они невысококачественные, высокие привесы невозможны. Одна надежда, что в соответствии с недавним указом Главы государства райагросервис попадет под процедуру санации, что позволит реструктуризировать долги и направить хотя бы небольшие средства на развитие производства.

Сегодня на комплексе работают 15 человек. Нет технолога, зоотехника, лишь один ветврач, хотя по нормативам требуются три. Нет вспомогательных работников, например, сварщика или плотника. И специалисты, и рядовые животноводы получают минимальную заработную плату.

Среди них и телятница Галина Комович. Была на пенсии. Попросили снова выйти на работу. Ей и поручили ответственный участок — уход за самыми маленькими телятами. Работает, говорит, практически на энтузиазме. Но, поскольку платить собираются от привесов животных, то понимает, что больше заработать можно лишь усердным трудом, точным соблюдением технологии.

Сергей Погорельский просит и других работников комплекса потерпеть, поработать некоторое время за минимальную зарплату. Она обязательно вырастет после того, как удастся нарастить производство мяса.

Василий ГЕДРОЙЦ, «СГ»

gedroiz@sb.by

Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter