Приватизация по Вавилову

«Финансовый гений» рвется к деньгам СтабфондаБывший первый заместитель министра финансов РФ, бывший владелец компании «Северная нефть», а ныне сенатор от Пензенской области, долго пребывавший в тени, «тише воды, ниже травы», снова вышел на политическую авансцену.

Устроенный им под эгидой бюджетного комитета Совета Федерации «круглый стол» рекомендовал правительству «принять за основу» схемы управления Стабфондом (вернее, ФНБ, будущим Фондом национального благосостояния) доклад Андрея Вавилова верхней палате российского парламента, сделанный 15 ноября.
Такого рода события с участием таких фигур «случайно» не происходят. Вавилов, которого в свое время практически единодушно признавали «главным финансовым гением» эпохи приватизации, обрушился на «чересчур консервативную» политику вложения средств Стабфонда. Пензенский сенатор, чье личное состояние оценивается в 600 миллионов долларов, объяснил, что вкладывать российские миллиарды в государственные казначейские облигации США под
4–5 процентов в год – невыгодно.
Реальная долларовая инфляция куда выше, то есть политика Минфина на деле приводит к катастрофическим потерям валюты. И предложил свой рецепт спасения – вкладываться в акции западных корпораций через «биржевые индексы западных стран».
Как сообщается, это предложение активно поддержали председатель бюджетного комитета Совета Федерации Евгений Бушмин, его заместитель Владимир Петров, а также аудитор Счетной палаты РФ Николай Табачков.
То есть мы имеем дело уже не с личной инициативой господина Вавилова, а с некоей властной позицией, в которой данная «группа товарищей» играет роль не более чем видимой части айсберга.
Восстановим эту видимую хронологию событий.
22 сентября Андрей Вавилов проводит презентацию нью-йоркской штаб-квартиры своего хедж-фонда IFS Hedge Fund, на которой обещает, что эта структура «to play a central role in the potential privatization of a Russian government fund that holds $130 billion in oil proceeds» (New York Times, 2007.09.23). В переводе с английского эта фраза звучит так: «сыграет центральную роль в возможной приватизации российского правительственного фонда, который составляет 130 миллиардов долларов от продажи нефти». Слово «приватизация» следует запомнить, оно является ключевым для планов господина Вавилова и Ко!
Далее,  29 октября, более чем через месяц после оглашения планов приватизации Стабфонда,  в  журнале  «Профиль»  появляется   статья   все   того   же   Андрея   Петровича   Вавилова  «Стратегические фонды»   (www.profile.ru/items/?item=24506), в которой автор отмечает беспрецедентный рост государственных инвестиционных фондов (ГИФов), «аккумулирующих избыточные экспортные доходы России, стран Азии, Ближнего Востока и других регионов мира. Они наращиваются с темпом более 20 процентов в год,  превысив  к  началу  2007 года в суммарном размере 3 триллиона долларов, что двукратно превосходит общую величину хедж-фондов».
И явно имея в виду Россию: «Теперь не очень понятно, какие государства надо относить к богатым, а какие – к бедным. Некоторые из тех, кто сейчас вкладывает десятки и сотни миллиардов долларов в зарубежные активы, еще несколько лет назад остро нуждались в международной финансовой поддержке... На начало сентября 2007 года Стабфонд составил 3,4 трлн рублей (132 млрд долларов), или 11 процентов ВВП, прогнозируемого на текущий год». Как видно,  цифры совпадают.
Ну и рецепт финансового счастья от Вавилова: последовать примеру норвежской Global и перевести до 80 процентов активов Стабфонда в корпоративные бумаги. Мол, эта «агрессивная» политика оправдывает себя и позволяет норвежскому аналогу нашего Стабфонда получать до 40 процентов годовых.
Да, конечно, но ведь в Норвегии просто нет Вавилова и подобных ему «гениев приватизации».
Если посмотреть «кредитную историю» сенатора от Пензенской области, то в ней можно найти массу интересных подробностей. Уголовного характера. Однако всякий раз Андрей Петрович доказывал несостоятельность выдвинутых против него обвинений – даже когда, казалось бы, деваться ему было некуда. Так что если деньги Стабфонда благодаря нашему герою «сгорят», можно быть уверенным – он снова окажется ни при чем. Ведь рынок есть рынок, на нем всегда есть риск не только выиграть, но и проиграть…
Так было в «деле о МиГах», когда в 1997 году выделенные из госбюджета по распоряжению замминистра финансов РФ А. Вавилова МАПО «МиГ» на производство истребителей для Индии 231 млн  долларов пропали «неизвестно куда».
Так было в деле о покупке-продаже «Северной нефти», когда Андрей Вавилов, купив 55 процентов акций «проблемной компании» за 7 млн долларов (откуда у него появилась такая сумма, неясно до сих пор), перепродал свой пакет «Роснефти» за 330 млн долларов. (Придуманная и опробованная Вавиловым схема затем неоднократно использовалась в том числе при покупке «Газпромом» «Сибнефти» у Романа Абрамовича.)
Прославился наш герой и тем, что на вырученные деньги активно скупал уникальные драгоценные камни: в числе его приобретений 2004 года оказались два уникальных розовых бриллианта общей стоимостью 72 млн долларов, а также именная «Принцесса Ашока» (35 млн долларов).
Понятно, что столь незаурядный человек просто не мог не привлечь внимания соответствующих спецслужб. В январе 2004 года наш герой уже в статусе российского сенатора был в американском аэропорту Палм-Бич допрошен сотрудниками ФБР и ЦРУ по ряду интересующих их вопросов. Никаких протестов по этому поводу никто не подавал, поскольку после разговора Андрей Петрович отправился не в американскую тюрьму, а далее по своим делам. То есть стороны остались вполне удовлетворены друг другом.
А теперь стоит представить, как распоряжаться Стабфондом РФ (ну пусть не всем, а хотя бы значительной его частью, именуемой Фондом будущих поколений) через зарегистрированный на Багамах и презентованный на Уолл-стрит хедж-фонд доверят большому «финансовому гению», умеющему очень быстро находить общий язык с американскими спецслужбами.
Впечатляющая перспектива использования национального богатства!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter