Приватизация не отменяется, но…

Вчера позвонил родственник из Тольятти: — У вас что там, распродают недвижимость? — поинтересовался он. — Неужто все станет как у нас, в России? Один островок социальной справедливости и стабильности оставался на постсоветском пространстве, и тот исчезнет?..

Смотри ты, подумалось мне, как мгновенно и далеко разнеслась весть о приватизации имущества в Беларуси. Что уж говорить о нашем обществе, в котором в последнее время это одна из самых обсуждаемых проблем.

Сказать, что все мы, народ, однозначно «за» приватизацию, это значит, погрешить против истины. Обывателя она, скорее, пугает, чем радует. Ведь как бы чего не вышло…

Но непринятие приватизации некоторыми нашими гражданами вовсе не означает, что мы должны отказаться от нее. Конечно же, нет. И вовсе не потому, что на этом настаивают международные финансовые организации. А потому, что частное зачастую бывает эффективнее общественного. Свое частник не станет разбазаривать при каждом удобном случае, а общественного ему бывает не жалко. Потому что не свое!..

Вот почему у нас появилась законодательная база для смены формы собственности — Закон о приватизации (подкорректированный и дополненный с учетом мнения международных  финансовых  организаций)  и  Декрет № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Таким образом, Рубикон перейден, назад дороги нет.

Но если кто-то полагает, что в Беларуси после принятия этих документов произойдет обвальная приватизация и лакомые куски государственной собственности окажутся в руках олигархов (как это было, скажем, в России), тот глубоко ошибается. На днях это недвусмысленно дал понять Президент страны Александр Лукашенко. Проводя совещание по развитию экономики, глава государства заявил: «Шоковой и за бесценок приватизации у нас не будет». Очень логичными выглядят слова Президента о том, что же мы будем делать, когда проедим средства от продажи объектов госсобственности? Наоборот, учит глава государства, надо развивать свою экономику. Если за наши гиганты, такие как, скажем, «Беларуськалий» или МАЗ, покупатели готовы выложить крупные суммы, то ведь впоследствии они рассчитывают получить от этих объектов гораздо больше. Так неужели мы должны уступать место на рынке недвижимости кому-то другому, забыв о собственных приоритетах?

Для чего же тогда нам нужна приватизация? Во-первых, для того чтобы продать менее востребованные сегменты производственной сферы. К примеру, Президент подтвердил, что «Беларуськалия» к продаже предложено не более 25 процентов. То есть одна четвертая часть, а три части остаются нашими.

Во-вторых, приватизация нам нужна, чтобы вдохнуть жизнь в убыточные производства. У самих их денег на перевооружение и внедрение современных технологий нет. А у инвестора они есть, и пусть он поддержит то или иное предприятие и его коллектив. Тем более что обязан сохранить и рабочие места, и налоги будет платить в местный бюджет.

Так что мы — за приватизацию. Но умную, взвешенную, без уступок своего национального достояния. Об этом я рассказал своему родственнику из Тольятти. Он успокоился и уже не переживает за земляков.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter