Интервью с белорусскими писателями Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак

Приучайте к чтению с пеленок

О каких проблемах не стоит умалчивать в подростковой литературе
Белорусские писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак не понаслышке знают, что интересно нынешним детям, поскольку сами родители со стажем. Наверное, поэтому их книги “Правдивая история Деда Мороза”, “Время всегда хорошее”, “Гимназия № 13”, “Москвест”, “Шекспиру и не снилось” и другие не надо заставлять ребят читать. Дети сами находят их в интернете и книжных магазинах, советуют друг другу.

pisateli2.png

Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак


— Согласны ли вы с растиражированными утверждениями, что сегодня катастрофически мало качественной детской литературы?

Андрей: — В Беларуси немало детских писателей, однако о существовании некоторых из них многие даже не догадываются. А вот в России последние десять лет наблюдается бум детской литературы.

Евгения: — Найти нашу детскую литературу в интернете крайне трудно. Белорусские сайты зачастую не выдерживают никакой критики.

girl.pngАндрей: — У нас нет литературных сообществ, где могли бы общаться писатели, родители, дети. Нет и специальных литературных премий, фестивалей, семинаров, где была бы хорошо представлена детская литература. В России все это есть, поэтому мы знаем ее детских писателей и в курсе их новинок.

— Тем не менее ваши книги покупают, читают в интернете, у вас много подписчиков в социальных сетях. В чем ваш секрет?

Андрей: — Если десять лет чем-то заниматься и стараться не халтурить, тяжело остаться незамеченным.

Евгения: — При этом мы оба очень общительны, активны в интернете, у Андрея прекрасный сайт. К тому же каждый год у нас выходит новая книга, а то и две. Мы не пиарим их, просто общаемся с людьми. Рассылаем своим интернет-читателям тексты, они шлют отзывы, мы на них отвечаем — так о наших книгах узнает все больше и больше людей.

— Многие учителя жалуются, что дети не любят школьную литературу. Можно ли привить ребятам любовь к чтению?

Андрей: — Можно, но в школе этим заниматься уже поздно. Приучать к чтению надо с пеленок. Дети, которые растут в окружении книг и видят читающих маму и папу, считают чтение естественным процессом, как употребление пищи. Таких ребят заставлять читать не надо. И не стоит строить иллюзий, что подросток, прочитавший только сказку про Колобка, сможет осилить в двенадцать лет “Капитанскую дочку” Пушкина или “Детство. Отрочество. Юность” Толстого. К классике нужно подводить постепенно.

Евгения: — Что касается современной литературы, проблем не должно возникнуть, главное — вовремя “подсунуть” нужную книжку. Но если мы хотим, чтобы дети читали то, что есть в школьной программе, это уже работа. Нужно читать вместе. Недавно у нас возникла проблема. Сели с девятилетней дочкой читать “Тома Сойера”. Первые три главы дались со скрипом — много непонятных слов, сложное построение предложений. Современному ребенку сложно справиться с этим самостоятельно.

— Какие проблемы детей и подростков волнуют вас сегодня больше всего как родителей и писателей?

Андрей: — Наверное, о том, что волновало острее всего, мы написали в последних двух книгах: “52-е февраля” и “Охота на василиска”. Первая книга о подростковом сексе и отношении к нему взрослых. Проблема в том, что мы не говорим об этом с детьми, как не говорили с нами наши родители, а с ними — их родители. Взрослые боятся этой темы как черт ладана.

Евгения: — Мы пытаемся оградить детей от порнографии, запретить ее. Но это бесполезно, ведь мобильный интернет сегодня практически у каждого в кармане. Нужно защищать не снаружи, а внутри. Родители должны понять, что сегодня детям доступно все, и попытаться объяснить им, как с этим жить.

Андрей: — К примеру, книга “Охота на василиска” — не только о спайсах, а о зависимости в целом. Алкоголь или сигареты ничем не лучше спайсов. Пообщавшись с наркологами, мы поняли две вещи: победить полностью наркоманию как явление невозможно, наркоманы все равно будут, но спасти конкретного человека, в частности, своего ребенка, можно.

mila@sb.by

В РИФМУ

Быть может

За стенкой плачет девочка-соседка —
Вчера забыла выучить стишок.
Кол в дневнике, и мать ругала едко.
Отец достал из брюк свой ремешок.

Быть может, классик взял бы да и сжег
Свои стихи про радуги и грозы,
Предвидя, что прольются чьи-то слезы
Из-за восьми невыученных строк...

Виктор Куклов
kuklov@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter