Притяжение звезды

О таланте и скромности правоведа Владимира Нечаева ходили легенды

Путь каждого человека из юности в зрелость, а затем и старость полон и счастливых моментов, и разочарований. Полученная профессия может оказаться бесполезной, а коллега, друг – предателем… Но были и есть уникумы, которые в сердцах многих поколений оставили неизгладимый след на долгие годы. Среди них – Владимир НЕЧАЕВ, чьи мысли и идеи вошли в кодексы, законы, постановления суда и государственных органов, к кому шли, спешили за советом и правовой помощью специалисты суда, судьи, юрисконсульты предприятий и организаций. О скромности Владимира Викторовича, его таланте правоведа в обществе юристов-практиков, ученых, его друзей (а они у него были в России, Прибалтике и Украине) ходили легенды, как, впрочем, и вокруг его судьбы. 

Жена Владимира Нечаева Неля Никитична в далеком уже 1965 году также окончила факультет правоведения Томского государственного университета. Работала юрисконсультом торговой базы «Росторгодежда» в Красноярске и на заводе телефонной аппаратуры в Брянске. Потом в судьбе молодой женщины произошли перемены. Переехала в Минск. Такой жизненный виток Неля Никитична объясняет просто: большинство девчат в ее время влекла романтика, было желание побывать в других краях. Стремилась в Беларусь. Постоянные разговоры, рассуждения и размышления в кругу подруг привели к тому, что в один прекрасный момент Неля подумала: а почему бы и не съездить, может, там ее счастье?

Устроилась на работу вначале юрисконсультом базы «Мехпогрузстрой» Министерства промышленности и строительства БССР, а потом перешла на завод имени Вавилова. Ее труд был вскоре замечен, и в 1973 году как хорошего специалиста ее пригласили консультантом в Министерство юстиции (отдел правовой работы в народном хозяйстве), где и работала до 1978 года. Затем трудилась юристом на других предприятиях, в том числе ведущим юрисконсультом на ЗАО «Фабрика головных уборов «Людмила». Все было: и бессонные ночи, и командировки в отдаленные районы республики, и нелегкие думы, решение сложных правовых проблем… В числе надежных соратников — тех, кто отличался мудростью, тактичностью, умением выслушать, — был Владимир Нечаев, с которым она познакомилась, работая в Министерстве юстиции.

– Только удивляться приходилось тому, как хватало сил и времени Владимиру Викторовичу, – говорит Неля Никитична. – Он был и талантливым правоведом, не оставляющим без внимания просьбы о помощи других юристов, и красивым, умным, щедрым человеком, к которому тянулись люди, веря в его справедливость и разум, и хорошим семьянином, любящим отцом.

А началась профессиональная биография Владимира Нечаева в 1948 году. Тогда он, выпускник Свердловской юридической школы, имевший не только диплом, но и боевые награды (прошел огненными дорогами всю войну), был направлен на работу тогда в Ружанский район Брестской области в качестве народного судьи.

– Потом Володя учился в Минском юридическом институте, – говорит Неля Никитична. – Учился одержимо, не пропускал лекций – только дело, только профессия. Был невероятно энергичен и целеустремлен. Сейчас это может показаться наивным, но перед экзаменами он всегда старался перечитать речи известного в то время специалиста в области уголовного права Анатолия Федоровича Кони.

Некоторое время Нечаев работал народным судьей в Кобринском районе, а затем – заместителем председателя Брестского областного суда. В далеком 1960 году депутаты Верховного Совета БССР избрали его членом Верховного Суда республики, а с сентября 1970 года Владимир Викторович был назначен на должность Главного государственного арбитра Госарбитража при Совете Министров БССР, где и проработал до 1981 года, то есть до назначения ему пенсии республиканского значения.

– Все 50 лет трудовой деятельности и до последнего дня своей яркой жизни прямо или косвенно Володя посвятил судебному процессу, – говорит Неля Никитична, – вначале гражданскому в общих судах, а затем хозяйственному. Выносил решения, анализировал практику, отстаивал истину, дух и букву закона. При этом умел в споре с оппонентами (а их в то время, как и теперь, было немало) придать правовым аргументам убедительную житейскую окраску. Обладая аналитическим складом ума, он подсказывал выходы из самых сложных правовых ситуаций, умел логически заполнять те бреши, которые оставляло законодательство, внес большой вклад в его усовершенствование.

Словом, справедливая правоприменительная практика в судебном процессе была для Владимира Викторовича Нечаева его моральной философией и жизненным кредо.

Рассказывала Неля Никитична и про то, что благодаря мужу до этого времени в ее душе живут счастливые воспоминания…

– До сих пор перед глазами правовые проекты, семинары, консультации, которые делали совместно, когда я работала в Министерстве юстиции, – говорит вдова. – А сколько было поездок в лес под Тальку за грибами, черникой и голубикой! Но особенно муж любил собирать грибы. Как только начинался сезон – его как магнитом тянуло в лес, на природу, любил поработать на дачном участке. Приедет, рассказывала соседка, прибивает жердину в заборе и напевает какую-то песенку. Он там отдыхал душой.

Под занавес беседы спросил у Нели Никитичны, нет ли у нее фотографий мужа времен его работы в судах. Оказалось, их достаточно. И везде он в центре, в окружении близких ему коллег.

Надо сказать, что друзья Нечаевых (а среди них юристы, директора предприятий, конструкторы, работавшие до выхода на заслуженный отдых на ведущих предприятиях Минска), соседи Антонина Новоселова, Зинаида Надина, Лилия Караванская, Людмила Федорова, сыновья Александр, Николай и Денис, невестка Людмила и внучка Татьяна часто приезжают на могилу Владимира Викторовича. Чтобы в знак признательности, уважения и любви возложить на постамент цветы, почтить светлую память человека, воспитавшего не одно поколение юристов, ветерана Великой Отечественной войны, заслуженного юриста Республики Беларусь.

На снимке: Владимир НЕЧАЕВ с женой и сыном Денисом.

Фото: семейный архив

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter