Клишевич: Сближение России и Беларуси запустит процессы интеграции всего бывшего советского пространства

Притяжение экономической интеграции

Процессы интеграции России и Беларуси были инициированы в конце 1990-х на фоне начавшихся конфликтов на Европейском континенте (натовских бомбардировок Югославии и войны в Чечне), но в какой-то момент оказались заморожены. Наступили сытые нефтяные годы, рост государственных доходов в России, относительная стабилизация во всем СНГ. Какой-то части российских элит на тот момент показалось, что с Западом возможно мирное сосуществование. Именно тогда за границу активно поехали российские капиталы, стало модным отдавать детей на учебу в Великобританию, США, иметь там недвижимость. Какая-либо интеграция в этих условиях стала неочевидной и невыгодной для определенного круга российских элит. Более того, начались затяжные газовые, молочные, сахарные и иные войны, которые дискредитировали саму идею экономической интеграции.

«Медовый месяц» с Западом, несмотря на периоды ухудшений, длился до 2014 года, когда американцы нарушили негласный паритет и цинично влезли в Украину, поддержав там государственный переворот. Россию тогда просто кинули, проигнорировав все негласные договоренности. А в Киеве США был установлен марионеточный антироссийский режим, который опирается на радикальные группировки.

Не менее беспардонно повели себя американцы и с европейскими союзниками. Известны слова нынешней замгоссекретаря Нуланд, которая в перехваченных телефонных переговорах на вопрос о совместном с ЕС урегулировании кризиса ответила, говоря цензурно, «ЕС идет к чертовой матери».

Штаты в вопросе Украины не считались ни с кем. На втором этапе кризиса это привело сначала к крымскому референдуму о независимости, а затем к вооруженному конфликту на Востоке, когда из Киева были переброшены силовые структуры для «приведения в порядок» неподконтрольных территорий. Итоги этого всем хорошо известны — массовое убийство мирного населения, мародерство, расцвет ОПГ, как в 90-х годах, а также бесконтрольный оборот оружия.

Все это Беларусь получила практически у своих границ в результате американских действий. Но и тогда оставался вариант минских соглашений, который предполагал заморозку конфликта, а затем федерализацию Украины, сохранение за Донецком и Луганском особого статуса и их интеграцию в новую политическую систему.

Но, как мы знаем, минские переговоры последние годы шли ни шатко, ни валко, а с избранием Зеленского американцы, фактически, поставили задачу их срыва и возвращения к горячей фазе боевых действий. С точки зрения Беларуси, при такой картине уже бесполезно играть в некий нейтралитет. Мы видим, что украинское руководство несамостоятельно и никак не обеспечивает национальные интересы собственного государства, более того, начало создавать угрозы Беларуси.

На этом же фоне происходят не менее характерные вещи в Восточной Европе. В Венгрии строится новый командный пункт натовских войск для ведения боевых действий на Востоке. В Румынии размещаются системы ПРО Aegis, которые могут быть носителем ядерного оружия. Польша создает ударную группировку и массово закупает новейшие американские танки, а страны Прибалтики в наглую становятся площадкой для дестабилизации Беларуси и России, базируя у себя подрывные оппозиционные центры.

Сегодня ситуация складывается так, что мы фактически вернулись к тому уровню отношений с Западом, который был во время бомбардировок Югославии. Когда, напомню, и задумывались нынешние интеграционные действия. Именно поэтому наша интеграции сегодня и продвинулась вперед.

И именно на фоне всех перечисленных внешних факторов 4 ноября 2021 года происходит ВГС, который можно назвать эпохальным. По сути, речь сегодня идет о формировании нового блока, но не просто военно-политического, как ОДКБ. Говоря условно, для всех бывших советских республик, которые входят в ОДКБ, будет создан прецедент успешной экономической интеграции с Российской Федерацией, которая будет взаимовыгодной, взвешенной и эффективной. То есть сближение России и Беларуси, в конечно итоге, запустит процессы дальнейшей интеграции всего постсоветского пространства.

Основа любой интеграции — экономика. Подписанные программы позволят субъектам частной и государственной форм собственности двух стран работать по одним правилам. Это коснется сферы торговли, банковской отрасли, налогообложения. Иными словами, проблемы, с которыми раньше сталкивались наши граждане, когда надо было узнать, к примеру, особенности работы системы налогообложения в России, будут сниматься благодаря введению единой электронной базы налоговых и платежных систем. Это облегчит экономическую интеграцию на уровне предприятий. Каждый житель страны прочувствует плюсы и на своем кошельке, когда произойдет объединение нефтегазового рынка. Наши предприятия будут работать на одних условиях с российскими, что на пользу государственному бюджету. Определение единой аграрной политики позволит в упрощенном формате торговать с партнерами из России, в разы увеличить объемы экспорта, а значит, доходы бюджета и благосостояние жителей нашей страны, работающих в сельском хозяйстве. Надо понимать, что проблемы будут решаться не одномоментно. Но, уверен, эта работа позволит нам создать пространство реальной экономической интеграции, куда захотят притягиваться и другие государства.

Сергей Клишевич, депутат Палаты представителей, член Компартии Беларуси
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter