Прицениться к выборам. Влияние инфляции на избирательные процессы в Польше

Президентская избирательная гонка и приближающиеся пасхальные и майские праздники несут полякам новые сюрпризы. Последняя статистика, опубликованная на днях за февраль, показывает дальнейший рост инфляции, прежде всего на потребительские товары — 6,2 процента. Все это уже отразилось на рейтингах кандидатов в президенты Польши. Что ждет страну дальше?



Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Но мы не будем в них (польские выборы. — Прим. ред.) вмешиваться. А если хотите, можем показать, что мы что-то умеем. С искусственным интеллектом, IT-технологиями и прочим. Но мы такой цели не ставим. Нам это не надо. Мы не хотим эскалации, мы не будем это делать... Поэтому давайте жить дружно!

Во время общения с журналистами на выборах Президента Беларуси, 26 января 2025 года.

Экономическое разочарование

Правительство Дональда Туска находится у власти уже практически полтора года, а улучшений, так ожидаемых простыми гражданами, как не было, так и нет. Деятельность Дональда Туска практически не отличается от того, что делал предыдущий премьер Матеуш Моравецкий. Поэтому многие видят две партии — «Гражданская платформа» и «Право и справедливость» — как двух близнецов-братьев, которые на протяжении двух лет правят то вместе, то попеременно, но ситуация от этого не меняется.

Разогнавшаяся в последнее время польская инфляция тому подтверждение. Рост цен на товары, особенно первой необходимости, происходил весь предыдущий год, и поляки надеялись, что в нынешнем их ждет ее замедление. Но не тут то было.

В преддверии праздников Пасхи и маевки вновь актуализировалась проблема подорожания. Это коснулось и куриных яиц. В магазинах за год цены на них поднялись более чем на 57 процентов и достигли отметки от 11 до 20 злотых (8 — 17 белорусских рублей) за десяток. 


Второй традиционный для поляков пасхальный продукт — белая колбаса — подорожал на 20 — 30 процентов.
Самая массовая продовольственная сеть «Бедронка», отличавшаяся каждый год своей фишкой в виде пасхальных корзинок, в этом году констатировала увеличение их стоимости не менее чем на 30 процентов. Если в 2024‑м они были по 10 — 15 злотых, то теперь — от 15 до 30.

Отдельной болью для многих стали цены на сливочное масло, резкий рост которого не менее чем на 30 процентов уже отмечался перед Рождеством и Новым годом. 
И хотя после новогодних праздников была зафиксирована некая стабилизация, это является затишьем перед бурей. Павел Гаца, президент молочного кооператива Spomlek, подчеркивает, что рынок демонстрирует явные признаки восстановления спроса после зимнего затишья и рост цен на масло перед Пасхой неизбежен.

Дорожают у западных соседей и такие традиционные для праздничного стола продукты, как майонез и крем-сыр, который входит в состав пасхального серника, местного варианта чизкейка.

Топливо не отстает

В конце 2024 года отмечалось коррекционное снижение цен на топливо из-за общемировых трендов. Однако нынешней весной все опять изменилось.

Связано это прежде всего с резкой зависимостью польского энергетического рынка от американской политики. Нынешняя ситуация в польской энергетике — это результат введения Варшавой санкций против Беларуси и России и отказа от политики энергетической диверсификации.

На середину марта цены в Польше на бензин марки АИ-95 достигли уровня 6,01 злотого за литр, АИ-98 — 6,86, дизеля — 6,13, а газа — 3,17 злотого.

Прогнозы цен на топливо на апрель — май для поляков не оптимистичны. К тому же введение Трампом высоких пошлин на товары из-за границы ведет к ответным мерам со стороны многих стран, что может привести к замедлению экономики. В последние недели можно наблюдать волатильность на рынке нефти. 

Золотой автомобиль

Продажи новых автомобилей в Польше и других странах Европейского союза продолжают снижаться, и причин этому становится все больше. Не только высокие цены на топливо или затянувшийся экономический кризис ограничивают возможности граждан в плане покупок.

В прошлом году продажи новых легковых автомобилей в Польше упали на 4,7 процента по сравнению с предыдущим годом, а прогнозы на 2025‑й указывают на дальнейшую тенденцию к снижению. И это касается не только Польши — в других странах ЕС также наблюдается уменьшение числа новых регистраций. В Германии, одном из важнейших автомобильных рынков Европы, спад составил 3,2 процента, а в Испании — даже 5,5. Какие факторы способствуют этому? Это просто временный кризис или меняющаяся реальность в автомобильной отрасли, с которой миру придется сталкиваться в долгосрочной перспективе?

Особую роль в кризисе играет санкционная политика Польши и всего ЕС против Беларуси, России и Китая, что привело к проблемам покупки сырья, прежде всего металлов и электроники для автопроизводств. В результате произошел резкий рост цен на сырье и запасные части, возникли проблемы в цепочке поставок.

Санкции также ограничили доступ в ЕС более дешевых китайских машин, особенно электромобилей. В результате ограничительной политики Запада за последние годы цены на автомобили в Польше выросли в среднем на 15 — 20 процентов.
В минувшем году средняя цена нового автомобиля в Польше уже составляла около 120 000 злотых, что во многих случаях было непреодолимым барьером для потенциальных покупателей. Все больше людей выбирают подержанные авто, цены на которые также растут, но не такими темпами.
Играют отрицательную роль и логистические барьеры, которые выстроила Польша, да и весь ЕС, по отношению к Беларуси и России. А через наши страны идет северная, континентальная часть «Пояса и пути», по которому поставляются, в частности, автокомплектующие из Поднебесной.
Экономическая турбулентность перед майскими президентскими выборами в Польше заставляет избирателей еще раз задуматься, по той ли дороге они идут с партиями, управляющими Польшей уже 20 лет. Особенно последние годы показали, что пилить сук, на котором сидишь, не лучшая политическая затея. Возрастающий скептицизм к старым партиям и возрастающая готовность поляков проголосовать ради протеста за любую альтернативу говорят об усталости общества от политических и экономических экспериментов. Но остается вопросом, будет ли эта протестная альтернатива прагматичной и рациональной в своей политике после прихода к власти.

Третий не лишний

Согласно опросу компании Opinia24, лидерство в избирательной гонке пока сохраняется за Рафалом Тшасковским, представителем партии Дональда Туска «Гражданская платформа». В первом туре президентских выборов он набрал бы 32 процента голосов. На втором месте представитель партии президента Анджея Дуды Кароль Навроцкий с 19,5 процента. Однако сенсацией выступает резкий рост поддержки кандидата от ультраправой «Конфедерации» Славомира Ментцена, который достиг 18,9 процента. Таким образом, представитель «Конфедерации» отстает от Навроцкого менее чем на 1 процент. Динамика роста его рейтинга за февраль — март показывает все шансы победить кандидатов от старых партий, которые правят в Польше на протяжении 20 лет. «Конфедерация» критикует нынешние европейские власти и видит в них преграду для экономического развития и безопасности стран Евросоюза.

Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter