Как у нас и за рубежом применяется сделанный в Беларуси уникальный противоопухолевый препарат

Прицельный удар по раку

Медицина в области онкологии в последние годы сильно продвинулась вперед. И хотя о глобальной победе над раком говорить все еще очень рано, во многих случаях мы можем дать ему достойный отпор. Один из перспективных методов лечения недуга — фотодинамическая терапия, которая проводится с использованием фотосенсибилизаторов — препаратов, чувствительных к свету. В конце XX века группа белорусских ученых разработала уникальный по своим свойствам фотосенсибилизатор фотолон, который до сих пор остается одним из лучших в своем роде. И применяется не только у нас и в странах СНГ, но и в Евросоюзе, а также в Южной Корее.

Дмитрий Церковский с врачом-онкологом Александром Мазуренко.

18 лет практики


Заведующий лабораторией фотодинамической терапии и гипертермии с группой химиотерапии РПНЦ онкологии и медицинской радиологии им. Н.Н.Александрова Дмитрий Церковский констатирует: на пространстве СНГ Беларусь в свое время стала одним из пионеров в области фотодинамической терапии. Да и сейчас удерживает высокие позиции: среди пациентов наших врачей — соседи из Украины и государств Балтии, где такой метод пока недостаточно развит. Нередко приезжают россияне и граждане стран дальнего зарубежья. К слову, работа в этом направлении началась еще в 80‑х годах прошлого столетия, а к 2001 году фотолон был официально зарегистрирован у нас для клинического применения.

В Беларуси таким образом лечат злокачественные новообразования: рак кожи, внутрикожные метастазы меланомы, рака гортани и молочной железы; предопухолевую патологию в гинекологии, меланому глаза, предопухолевые заболевания слизистых оболочек полости рта, злокачественные опухоли головного мозга и другие нозологические формы злокачественной и предопухолевой патологии.

— В отделении гипертермии и фотодинамической терапии онкоцентра в Боровлянах есть опыт лечения более 1.500 пациентов, — рассказывает Дмитрий Церковский. — Фотодинамическая терапия может использоваться как самостоятельный способ, так и в комбинации с традиционными методами лечения: хирургическим вмешательством, лучевой или химиотерапией.

Хотя такое лечение и относится к альтернативным методам, нельзя говорить о том, что какой‑то способ лучше, а какой‑то хуже: они все друг друга дополняют, притом каждый организм реагирует на лечение индивидуально. Одному подойдет традиционное, другому — альтернативное.

Сеансы фотодинамической терапии проводят на полупроводниковых лазерных установках

В чем суть?


Для начала фотосенсибилизатор вводят пациенту внутривенно. Через несколько часов область патологии облучают светом лазера. Сеанс занимает от 3 минут до 1,5 часа в зависимости от расположения и размера опухоли. Далее в проблемных тканях развиваются фотохимические реакции, что ведет к гибели клеток и, как результат, к разрушению опухоли.

После введения фотосенсибилизатора обязательно нужно соблюдать световой режим и ограничивать пребывание на открытом солнце в течение 3 — 5 суток, чтобы не допустить побочной реакции — кожной фототоксичности. Она может проявиться в виде зуда, жжения, отека и гиперемии открытых поверхностей тела. При соблюдении всех рекомендаций врача побочные реакции минимальны. Естественно, перед началом сеанса пациентов информируют, как себя вести и чего делать не стоит.



Кстати, простота использования метода ФДТ — не единственный его плюс. Возьмем, к примеру, рак кожи кончика носа. Хирургическая операция в этом случае будет эффективна, но может остаться косметический дефект, а после фотооблучения следов почти не остается. К тому же однократный сеанс при раке кожи позволяет достигнуть 93% излеченности!

При дисплазии шейки матки цифры составляют 94%. После проведенного лечения не нарушается целостность структур органа и женщина в дальнейшем может родить. При дистрофических заболеваниях процент выздоровления также свыше 90%. Статистика говорит сама за себя: как правило, хватает одного сеанса.

Точно в цель


Один из создателей фотолона, заведующий отделом фармакологии и фармации Института биоорганической химии Петр Петров, обратил внимание на удивительное свойство препарата накапливаться преимущественно в опухоли и очень слабо — в здоровой ткани. Так происходит благодаря уникальной наноструктуре фотосенсибилизатора. Полимер, входящий в его состав, образует молекулярный комплекс с активным компонентом, который в растворе способен принимать форму клубков. Их размеры таковы, что они свободно проходят через поры злокачественной ткани, но не могут проникнуть в здоровую, так как ее поры меньше.

Терапия очень щадящая, ее можно использовать, когда речь идет об опухолях на лице, тонких тканях на ушах, коже головы, веках. После лечения таким методом образуется струп, который через некоторое время сходит, практически не оставляя следов.

Петр Петров за работой в лаборатории

Как это работает?


Любой фотосенсибилизатор — вещество, которое поглощает свет определенной длины волны. Фотолон поглощает красный свет — его молекулы приходят в возбуждение, а когда стабилизируются — начинают испускать синглетный кислород. Это как раз та самая активная частица, которая и разрушает опухоль.

Кстати, основа препарата — хлорин Е6, соединение, близкое к веществам, которые содержатся в крови человека. А получают его из хлорофилла, который содержится в растениях.

— На отдельных этапах работа проводилась с российскими коллегами, — вспоминает Петр Петров. — Некоторые из авторов пытались получить фотосенсибилизатор, используя хлорофилл крапивы. Однако эти попытки не привели к успеху. Мы же в своей работе нашли оригинальное решение — извлекли хлорофилл из водорослей спирулины, и дело пошло на лад. Если вдаваться в подробности, то крапива — высшее растение, которое содержит хлорофилл А и Б, но нас интересовал только первый тип, а отделить их друг от друга было очень непросто. В спирулине же как раз содержится только хлорофилл А, исходное сырье, из которого после многочисленных химических превращений и технологических стадий очистки и выделения получают основной компонент фотолона — хлорин Е6.


Обеспечить страну лекарствами


В 1994 году Беларусь осталась без какого‑либо научного сопровождения фармации, ведь раньше все исследования в этой области проводились в Москве, Киеве и других городах СССР. Ситуацию нужно было срочно исправлять, ведь республика нуждалась в лекарственных средствах. Поэтому на РУП «Белмедпрепараты» создали научно‑фармацевтический центр. Только за первые несколько лет белорусские ученые зарегистрировали более сотни новых препаратов, многие из них — оригинальные. К примеру, кровезаменители, противо­анемические препараты, средства для лечения ран и ожогов. Некоторые из этих разработок в других странах не воспроизведены до сих пор. К слову, в 2004 году за цикл разработок онко‑ и противовирусных препаратов, а также внедрение их в производство коллектив авторов, включая Петра Петрова, получил Государственную премию.


От недоверия к воодушевлению


Клинические испытания фотолона проходили в РНПЦ онкологии и медицинской радиологии. Сначала к препарату отнеслись скептически, ведь у онкологов уже был опыт применения зарубежных аналогов, которые вызывали тяжелейшие побочные явления. Но результаты испытаний воодушевили медиков. И на то были причины! Если после применения российского аналога пациенты не могли выходить на солнечный свет по полгода и даже дольше (он вызывал язвы и ожоги на теле), то фотолон бесследно выводится из организма уже на 3 — 5 сутки.

Один раз был даже курьезный случай. Пациентку пролечили в пятницу, предупредив, что, по крайней мере, до понедельника ей нужно находиться в затемненной комнате. Во время следующего осмотра женщина отворачивалась и прятала лицо. После расспросов выяснилось, что в выходные она решила позагорать! Если бы это был другой фотосенсибилизатор, то после солнечных ванн она могла даже умереть. Но, к счастью, фотолон действует гораздо мягче своих аналогов, и женщина отделалась только покраснением кожи, которое быстро прошло.

Не только себе, но и людям


Сейчас с нашим фотосенсибилизатором работают Россия, Украина, Германия, Южная Корея. При этом корейцы получили отличные результаты в лечении рака поджелудочной железы. Дело в том, что этот вид рака очень агрессивный и быстротекущий, к сожалению, практически всегда с плохим прогнозом.

Фотодинамическая терапия — направление перспективное, поэтому с фотолоном продолжают проводиться клинические и научные исследования, чтобы расширить спектр использования препарата. В перспективе его можно применять в стоматологии, офтальмологии, гастроэнтерологии. Уже сейчас при наличии нужного оборудования им можно лечить не только кожу и полые органы, но и печень, почки.

К тому же фотолон гораздо дешевле своих аналогов. Если наш препарат стоит около ста долларов за флакон, при этом условному пациенту нужно две баночки, то стоимость европейских в несколько раз выше, а американского — и вовсе почти пять тысяч долларов.

Кстати, фотолон применяют и в качестве паллиативной помощи с целью уменьшения опухоли и улучшения качества жизни пациента. Обычно этот способ используется, когда традиционные методы лечения противопоказаны или уже исчерпали себя.

Заглядывая в историю


Лечебные свойства света известны с древности. К примеру, египтяне обустраивали террасы для облучения солнцем, а греки и римляне строили специальные солярии для принятия солнечных ванн. Метод гелиотерапии применяют и сегодня. И хотя сейчас пользу от пребывания на открытом солнце можно оспорить, без сомнения остается одно: свет сильно влияет на человеческий организм.

Это же понял студент Мюнхенского университета Оскар Рааб в далеком 1897 году. Он обнаружил, что комбинация солнечного света и некоторых красителей (к примеру, эозина — ярко‑розового или акридинового оранжевого красителя) губительна для микроорганизмов. Первый сеанс фотодинамической терапии провели в 1903 году, тогда же был введен термин «фотодинамическое действие». Кстати, первых пациентов с раком кожи лечили именно так: смазывали проблемное место красителем и облучали светом дуговой лампы.

Несмотря на первые успешные опыты, метод развивался очень медленно, в основном применялся не для лечения, а для диагностики рака. Несколько десятилетий он почти не интересовал медицину. Но в конце 70‑х годов прошлого столетия американский врач Томас Догерти опубликовал поразительные результаты клинического применения метода. Фотодинамической терапией заинтересовались ученые по всему миру, а уже в 80‑х годах разработками своего собственного фотосенсибилизатора занялись и белорусские ученые.
Основные преимущества фотодинамической терапии:

• высокая эффективность;

• возможность проведения органосохраняющего лечения;

• хорошие косметические результаты;

• минимальная токсичность для организма;

• незначительный риск возникновения болевого синдрома;

• возможность лечиться как амбулаторно, так и стационарно;

• возможность комбинации с другими методами лечения;

• относительная дешевизна.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter