Кому и за что готовы выписывать премии евродепутаты

Присудили Шнобеля

На пленарном заседании Европейского парламента присудили премию имени Сахарова. Ее получила сразу целая группа наших «оппов». Все они, что неудивительно, отличаются повышенным уровнем нелюбви к родине. Но обо всем по порядку.

Премия имени Сахарова занятна сама по себе. Называется она «За свободу мысли» — и такую премию было очень правильно назвать именем отца нашей советской водородной бомбы. Та его мысль была не только свободной, но и обладала этаким массовым поражением, что до сих пор ничего более впечатляющего широкую публику наука и не выдумала.

Но премию, к сожалению, вручают не за это. Наверное, потому что учредили не те: о создании премии Сахарова заявил аж в 1988 году Европейский парламент. Это выглядело примерно так же, как если бы 15 советских республик совместно учредили премию имени штурмбанфюрера СС Вернера фон Брауна. Или, скажем, все Соединенные Штаты — премию имени Мао Цзэдуна. Однако чего не сделаешь, чтобы поддержать процесс развала великой страны, называвшийся «перестройкой».

Смешно другое: премия вручается за свободу мысли. Но найти не то что свободную, а просто оригинальную мысль у Степы Путило невозможно в принципе. Еще пара «мыслителей» от Степы ушли недалеко, можно похлопать по плечу и сказать «алё!». Это два Сереги: Дылевский и Тихановский.

«Жена блогера» Светлана тоже получит свою часть, хотя видит бог: ни одной внятной мысли от нее за все это время не добились ни польско-литовские политики. Ни западные главы целых государств. Ни даже российские интервьюеры. Как Тихановская глаза от бумажки оторвет — все, «хавайся ў бульбу», сплошные пошлости, глупости и тривиальности.

Не оторвались от нее и подруги по птице-тройке, пристяжные Мария Колесникова и Вероника Цепкало. Единственная «мысль» первой, которая осталась в памяти, это «дзяўбцi, дзяўбцi i дзяўбцi». У второй «свобода мысли» была выражена намного ярче — как и у любой обиженной жизнью (и золотой рыбкой) старухи (зачеркнуто) женщины.

Единственная мысль, которая сидит гвоздем у Алеся Беляцкого, — она вот какая. Как же так получилось, что я тут, как весна об наледи, бьюсь за права всех людей вообще и моей организации-кормушки в частности. А сынок мой поганит врата Освенцима и попадает даже не в нашу — в польскую тюрьму! Хорошо хоть, пацаны (зачеркнуто) европарламентарии об этом не знают.

Вот у Ольги Ковальковой и мысли имеются, и свобода в них — необыкновенная. Когда нужно было из чего-то собрать «совет», Ольга долго не думала: кто у меня друзья в «Фейсбуке», те и «совет». Представляющий всю страну, а как же. А когда пришлось объяснять побег с родины, тоже с мыслью не задержалась: меня, сказала, даже водитель польского автобуса узнал посреди ночи. Наверное, когда спросил: «Пенендзы маешь, холера ясна?»

В списке мыслящих свободно остались двое: Алексиевич, которая из «страны полицаев». Уже только за одну эту фразу могла бы и единолично получить сие денежное вспоможение. В издавна известной валюте.

И Николай Статкевич. Вот ему, можно сказать, премию дают за дело. Еще в лохматом 2007 году он говорил: «Достаточно, чтобы готово было активно бороться значительное меньшинство и чтобы оно психологически опиралось на молчаливую поддержку значительного большинства». Тринадцать лет назад — он уже тогда методичку Шарпа знал назубок! И европарламентарии, которые на практике испробовали способы проведения «цветных революций», ученика оценили: все правильно.

Беда лишь, что никакого «значительного большинства»-то и нет. Не называть же таковым говорливый белорусский «Фейсбук»? А остальное все верно: «значительное меньшинство» готово угрожать, останавливать движение, поджигать и даже «мочить». Сам-то Статкевич знает, чем такие игры заканчиваются, но никому не скажет. Нет такого в методичке.

Подытожим: самые-самые демократы Европы присудили премию творцам самой тупой, как уже общепризнано, «цветной революции» XXI века. К тому же неудавшейся. Что ж, Нобелевская премия — что по литературе, что «за мир» — на наших глазах становится малоотличимой от Шнобелевской. На том же самом демократическом пути, очевидно, находится и премия имени Сахарова.

Если вдуматься, это закономерно. Такова, видимо, историческая судьба и всей «европейской демократии». А гниет рыба, как известно, с самого начала.

mukovoz@sb.by

МНЕНИЯ ПО ПОВОДУ

Мы попросили экспертов прокомментировать решение Европарламента о присуждении представителям белорусской оппозиции премии Сахарова. Вот что нам ответили.

Олег Гайдукевич, заместитель председателя Постоянной комиссии по международным делам:

— Это в чистом виде политически мотивированное решение. В который раз мы видим двойные, тройные стандарты решений Европарламента. Вместо того чтобы вести диалог с Беларусью, с законно избранными властями, с Россией и другими странами, мы наблюдаем исключительно продвижение геополитических интересов и принятие решений, которые никакого отношения к логике и здравому смыслу не имеют. Европарламентарии сами делают так, чтобы эта премия теряла свою значимость. Каждый день тысячи людей по-настоящему борются за мир, лечат людей, спасают детей, занимаются волонтерской деятельностью, с беженцами работают… В общем, делают все, чтобы мир стал лучше и безопаснее. Вот кому надо вручать премию. А что сделали эти люди? В чем их заслуга? В том, что созывают людей на протестные акции, призывают жечь покрышки, останавливать предприятия и таким образом, дескать, приближают демократию и свободу. Так можно приблизить только нищету.

Алексей Дзермант, политолог:

— Представители ЕС постоянно формируют общественное мнение через различные премии, поощрение идейно близких им движений, политиков. Тем самым они призывают этих людей к еще большей активности, показывают, что у них всегда будут признание и поддержка в Евросоюзе. Но по факту это подрывная деятельность в сторону тех государств, где эти позиция и политика действуют. Такая вот технология поддержки «своих людей» через деньги, престиж и так далее. Это очередной недружественный шаг, в нем нет ничего хорошего. Европа демонстрирует приверженность только одной стороне, не принимает во внимание мнение других жителей Беларуси. Соответственно, ЕС на диалог не настроен. Возможно, для оппозиционеров премия что-то значит, но в целом серьезных последствий от этого для нашего государства я не вижу. Уверен, Беларусь и дальше будет придерживаться своей позиции.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter