Приступы «малярии»

Почему некоторые здания принимают странные цвета и оттенки?

Почему некоторые здания принимают странные цвета и оттенки?


«В соседнем доме окна желты», — однажды в стихах пожаловался Александр Блок. Интересно, как бы поэт высказался, окажись на современных минских улицах? Урбанистический пейзаж вдруг приобретает в последнее время совсем уж неожиданную палитру красок. Суровые «сталинки» враз окрасились в светлые тона: фирменный минский ампир, по–моему, в таком «облачении» многое потерял. А на окраинах, наоборот, пестрят модные новостройки, но зачастую несочетаемых цветов. Однако почему «хрущевки» вдруг резко меняют свой колор, а девятиэтажки покрываются неожиданной боевой раскраской?


Фон и тон


...Достаточно пройти по западной части города, где я прожил двадцать лет. Рядом соседствуют ярко–фиолетовый, унылый серый и блекло–желтый цвета... Ощущение, что попал в мастерскую художника–авангардиста! А ведь здесь приходится жить людям. Неуютно... Летом, когда по стенам домов бегают солнечные зайчики, здания кажутся даже веселыми. Но зимой эти яркие цветные коробки на фоне заснеженного пейзажа выглядят уж слишком сюрреалистичными. А что думают по этому поводу специалисты? После того как я сделал серию фотоснимков наиболее типичных примеров колористической несуразицы, направился в Белорусский национальный технический университет.


— По одним только фотографиям оценить колористическую обстановку нельзя, — сразу предупредила меня заведующая кафедрой «Дизайн архитектурной среды» доцент Анна Литвинова. — Любой объект всегда нужно рассматривать в контексте всей среды. Там, где руководствуются правилами, принятыми в колористическом проектировании, это сразу видно. Могут быть удачи и, конечно же, ошибки. Но чаще всего ни о каких принципах говорить не приходится. Мы сталкиваемся просто с воплощением личных впечатлений, амбиций и вкусов автора. Надоевшую дисгармоничную музыку вы можете в любой момент выключить, но с городским пространством так не получится. Цветовая среда требует к себе огромного внимания, и автор должен профессионально относиться к колористическим принципам проектирования.


Может сложиться впечатление, что эстетическому оформлению домов отводится едва ли не последняя роль. Очень хочется верить, что это не так. Ведь колористические принципы участвуют в формировании образа улицы, квартала, города в целом. Серые советские коробки долгие годы нас приводили в уныние. Конечно, ситуацию нужно было исправлять. Но зачем же теперь «кормить» горожан цветовой «окрошкой»...


— У природы нет плохих цветов, бывает только непрофессиональное их использование, — продолжает Анна Андреевна. — Конечно же, при покраске зданий можно использовать яркие насыщенные цвета вплоть до активных цветовых пятен. Причем даже в «спальных» микрорайонах. Все зависит от конкретных условий и конкретных творческих задач. Цветовое решение объекта или тем более ансамбля — далеко не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. Колористическое проектирование, как и любое другое, должно пройти несколько этапов. Причем особое внимание должно уделяться комплексному предпроектному исследованию. Это и изучение региональных особенностей местности (природно–климатические условия, существующая окружающая природная и архитектурная цветовая палитра, традиции цветовой культуры региона), и анализ градостроительной ситуации, и функциональное назначение объекта проектирования. Кроме того, необходимо профессиональное знание строительных материалов, которые будут применяться, возможностей красящих составов, технологии их нанесения. Надо учитывать, как декоративное покрытие будет взаимодействовать с погодными условиями, как может измениться краска со временем, насколько она атмосфероустойчива.


Эстетика и конкретика


Да, нюансов масса. Самое сложное не покрасить дом, с этим как раз наши маляры быстро справятся, а решить, каким он будет. Но как правильно определить, в какой цвет «облачить» то или иное здание? По словам специалистов, необходимо учитывать цветовое решение окружающих объектов, назначение здания (будет это, скажем, гипермаркет или развлекательный центр), архитектурный стиль, даже предпочтения жителей, которые живут в этом доме. Тут важно, будет ли объект виден со стороны магистрали или же это пешеходная улица...


Мнение жильцов, конечно, необходимо учитывать. Однако как это сделать? Не проводить же социологический опрос! Ведь все равно останутся недовольные... Впрочем, чаще никто даже не считает нужным обсуждать цветовое исполнение здания. Вспоминаю собрание, посвященное капитальному ремонту своего дома. Обговорили все до последнего кирпича, кроме будущего цвета.


Даже если оставить в стороне эстетику, руководствоваться принципами колористики необходимо просто–напросто потому, что цвет отнюдь не нейтральная визуальная информация. Есть отдельная научная дисциплина — цветопсихология. Исследования в этой области доказывают, что цвет активно воздействует на психику человека. Ведь есть цвета возбуждающие, тонизирующие, успокаивающие... Неудачно подобранная гамма может оказать негативное влияние на психическое состояние человека. Особенно это касается детей. И наоборот — удачный подбор красок создает комфортные условия для жизни человека.


— На самом деле в Минске есть достаточно мест с неплохим цветовым решением, — отмечает Анна Литвинова. — Появление насыщенных, контрастных цветов в свое время пережила и Европа. Нужно учитывать такое явление, как мода. Иногда она проходит быстро, иногда — нет. Гармоничным было до недавнего времени цветовое решение Зеленого Луга, пока там не появились некоторые новые объекты. То же самое происходит с проспектом Независимости. Сейчас с точки зрения цветности он «развален». А ведь в таких случаях главная задача архитектора — сохранить сложившийся ансамбль.


...В одном из ЖРЭО мне рассказали, что в какой цвет или цвета будут красить дом, в частности, при ремонте, решают в отделе архитектуры и градостроительства района. Есть программа текущего ремонта, которую составляют по актам осмотра, — определяют фасады зданий, которые нужно красить: полностью или фрагментами. Когда приступают к выполнению работ, главному архитектору района предоставляют палитру цветов, и он указывает, в какие цвета красить. Но чем руководствуются специалисты? Учитывают ли принципы колористики, спрашивают мнение жильцов? Увы, неоднократные попытки получить комментарий у главных архитекторов районов Минска и в комитете архитектуры и градостроительства Мингорисполкома ни к чему не привели. «Позвоните позже», «Без указания руководства комментариев не даем», — твердили на том конце провода.


* * *


Если так будет продолжаться и дальше, то может статься, что вскоре в Минске комфортно будет только тем немногим, кто цвета вообще не различает. Для этих редких «счастливчиков» все будет в гармонии и согласии — брутальный фиолетовый на фоне заводских построек, внезапные «взрывы» кислотно–желтого рядом с вкраплениями строгих фасадов. Глазам же остальных суждено будет нервно «прыгать» с одной странноватой, непригодной для жизни декорации на другую. Таким может стать Минск. Заманчиво?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter