Пристегните ребенка

Малые жанры Светланы Лицкевич
Все прошлые выходные я носилась по магазинам и рынкам. И это вместо того, чтобы вести задушевные разговоры с приехавшей из Москвы подругой, попивать чаек и глядеть в окошко на зимнюю стужу, наслаждаясь теплом центрального отопления. Но занятие у нас было просто стратегической важности: за одни выходные был детально проанализирован, профильтрован весь рынок детских автомобильных кресел. Всех, какие только можно найти в Минске.

По новым Правилам дорожного движения с 1 января этого года в России все дети до 12 лет, которые находятся в автомобиле, обязаны быть не просто пристегнуты — зафиксированы в специальном автомобильном кресле. Стоит ли говорить, что у тех, кто торгует подобным товаром, наступили дни радости. Выгребли все, включая залежавшиеся модели. Подруга моя, женщина отважная, пыталась новыми правилами пренебречь — мало ли что вводят. Но, устав объясняться с гибэдэдэшниками, решила совместить вояж в Минск с покупкой этой значимой автомобильной принадлежности.

Слушала я стенания подруги вполуха. Хотя бы потому, что автомобиль вообще не самое дешевое удовольствие. И потом, стоимость даже самого дорогого автокресла просто ничтожна по сравнению со стоимостью здоровья, тем более — жизни ребенка.

— При авариях травмы у детей будут всегда тяжелее, чем у взрослых, — согласна со мной старший инспектор УГАИ МВД Анна Банадык. — Малыш может сломать руку или ногу даже при резком торможении автомобиля. За прошлый год на дорогах страны погибли 63 ребенка. Треть из них находились в автомобиле. И если бы они были пристегнуты в автокреслах — статистика была бы другой. При столкновении непристегнутого ребенка нередко выбрасывает из машины. По результатам краш–тестов производители автомобилей приводят такую цифру: автокресло повышает безопасность ребенка в машине в 6 раз.

В новых Правилах дорожного движения о детском автокресле ничего не сказано. Тем не менее спрос на эти приспособления в общем–то немаленький. Как на новые, так и на бэушные: кресло перепродается в среднем 2 — 3 раза. В нем, пока оно не превратится в утиль, успевают «вырасти» 2 — 3 пассажира. Любая газета бесплатных объявлений имеет достаточно длинный прайс по этой позиции. Что очень радует: когда не по приказу, а по доброй воле мы начинаем больше задумываться о безопасности. Береженого, как известно, Бог бережет. А все доводы о том, что чадо не хочет ездить в автокресле, что оно слишком дорогое и так далее, — слабые оправдания. Производители сейчас настолько изобретательны, что выпускают автокресла не только со столиками, но даже со встроенными радиоприемниками и проигрывателями — всю дорогу ребенок тихонечко слушает сказку. Чем не благодать? А что касается якобы высокой стоимости этого необходимого средства безопасности, то находят же все, в конце концов, деньги на топливо. Хочется надеяться, что понимание придет: непристегнутый ребенок в салоне автомобиля — это так же невозможно, как и езда с пустым баком.

— Мы пытаемся приучить водителей и пассажиров к тому, что пристегнуть себя и ребенка — это естественно и обязательно, — говорит Анна Банадык. — Пока наши возможности — это пропаганда, социальная реклама. Хотелось бы, чтобы требование о перевозке детей в специальных автокреслах стало обязательным. Думаю, когда–нибудь это станет нормой, как стало во многих европейских странах.

Что ж, поживем — увидим. Впрочем, как стало известно совсем недавно, россияне тоже оказались не готовы к одномоментным изменениям в ПДД. На днях премьер–министр России М.Фрадков поручил приостановить действие требования о перевозке детей в специальных креслах до конца 2006 года. Но безопасность определяет не инструкция, а наше сознание.

Litskevich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter