Сколько согласований нужно для запуска дронов и как будет расширяться сфера их применения

Присмотрят свысока

Cегодня практически каждый может купить миниатюрный вертолет и запустить его в небо. Видеокамера на нем позволит любоваться природными красотами с высоты птичьего полета, делать фотоснимки. А на что еще способны современные модели, каково их практическое применение в любительской и профессиональной среде? Об этом беседа с заместителем председателя Совета Белорусской федерации беспилотной авиации Глебом Бондариком.


— Глеб Валерьевич, давайте определимся с терминологией. Многие называют маленькие летательные аппараты «дронами» или «квадрокоптерами». Насколько это корректно?

— Федерация предлагает такое абсолютно прозрачное, на наш взгляд, понятие, как «малый беспилотный летательный аппарат» (МБЛА). Оно уже давно с успехом используется за рубежом. Речь, в частности, об устройстве весом от 350 граммов до 25 килограммов. Эти аппараты, в свою очередь, подразделяются на подклассы: тип «мультиротор» и тип «крыло» (традиционного самолетного вида).

— Где они, кроме фото- и видеосъемки, могут сегодня применяться?

— Наше общественное объединение было создано в том числе и для того, чтобы детально объяснить и показать руководителям заинтересованных ведомств и властям, каковы возможности такой техники. За три года своего существования мы добились легализации использования беспилотных систем в народном хозяйстве. В основном область их применения — сельское хозяйство. Можно быстро облететь поле и с помощью спектральной камеры получить вегетационные индексы этого участка местности. Такая информация позволяет сделать достаточно точный прогноз урожайности возделываемых культур и систематически оценивать состояние растений на протяжении всего периода их роста. Это так называемое точное земледелие, которое набирает серьезные обороты за рубежом. И оно действительно точное: при помощи небольшого и недорогого, как многие говорят, дрона можно отслеживать этапы всхожести чуть ли не каждого растения по отдельности! Новый этап — малообъемное внесение химических веществ: гербицидов, пестицидов и т.п. Преимущества очевидны: техника не ездит по полям, не застревает в заболоченной местности в отличие от самоходных систем. Важный аспект — экология. Привычной практикой стало распыление препаратов по всему полю. Создав профессиональную карту при помощи индексов, можно понять с высокой точностью, где нужны, например, пестициды. Это сокращает расход препаратов и делает сельхозпродукцию более здоровой.

— Многие говорят о возможности применения летательных «ассистентов» даже для управления сельхозтехникой…

— Это действительно так. Во время полетов над полем очень хорошо видна колея, по которой движутся машины. Благодаря программному обеспечению, которое создали белорусские разработчики, можно экономить до 20 % посевной площади. Ведь как часто получается: первоначально вспахивая поле, трактор иногда отклоняется при движении. А за ним идет вся техника, оставляя позади себя пробелы. С высоты все это можно отслеживать и при помощи специального программного обеспечения корректировать ситуацию, получая экономическую выгоду. И вообще, МБЛА — сегодня самый универсальный и действенный способ получения информации о состоянии роста возделываемых культур по сравнению с данными со спутников. К тому же для них серьезной проблемой является облачность, а для беспилотников такой преграды не существует. Они позволяют в режиме реального времени отслеживать ключевые показатели состояния посевов, что, в свою очередь, дает возможность сельхозпроизводителям принимать верные и своевременные решения.

— Какой «начинкой» могут быть снабжены беспилотники?

— Использование датчиков дает возможность расширять функцио­нал. В зависимости от их свойств можно не только собирать такую информацию, как вегетационные индексы сельхозкультур, но и создавать трехмерные гиперспектральные, топографические, тепловые карты полей и карты однородности участков. В последние годы широко используются беспилотники в геодезии и картографии. Наиболее показательными в этом плане стали работы, выполненные для Белорусской железной дороги. В этом контексте стоит упомянуть видеонаблюдение и охрану объектов, диагностику состояния линий электросетей и газовых трубопроводов. В МЧС Беларуси в ближайшее время планируется создание специального подразделения по МБЛА. Речь, в частности, может идти о помощи в поисках пропавших людей.

— Существуют ли отечественные разработки в области создания всевозможных дронов?

— Федерация участвует в мероприятиях по проектированию и производству национальных беспилотных летательных аппаратов, которые смогут осуществлять задачи, которые мы с вами обсуждаем. Работы ведутся на базе совместного предприятия «Авиационные технологии и комплексы», созданного Национальной академией наук и китайскими партнерами, которые сегодня являются мировыми лидерами в использовании этих технологий. Однако надо понимать, что беспилотник — это своего рода глаз, который летает и передает информацию. Но встает вопрос об обработке данных — эту тему мы стараемся активно развивать. За несколько лет удалось совместно с БНТУ создать обу­чающий центр, где будут готовить соответствующих специалистов.

— С какими основными проблемами сталкивается отрасль?

— Самые большие сложности существуют сегодня в гражданском секторе. Государственная авиация имеет нормы и правила по использованию беспилотников, экспериментальная авиация, занимающаяся разработкой, тоже имеет, а гражданские лица — нет. Эти правила очень нужны, так как отрасль в стране существует и динамично набирает обороты. Надеюсь, что с начала 2021 года документ наконец-то начнет разрабатываться. Что касается аэрофотосъемки, то с начала нового года нам предстоит дискуссия с Генеральным штабом Вооруженных Сил. Дело в том, что в стране существуют различные рекреационные зоны, например, район озера Нарочь. Получать разрешение для съемок там, на мой взгляд, — только усложнять работу заинтересованных сторон. В течение нескольких лет мы предлагаем использовать разрешительную карту с разными цветами зон. Например, в зеленой зоне можно летать на высоте до 100 метров в пределах прямой видимости и вести съемку, в желтой — требуется согласование с собственником объектов или полей, а в красной — необходимо согласование с Министерством обороны. Думается, такой вариант, с одной стороны, упростит работу Генерального штаба, так как число заявок существенно сократится, а с другой — даст возможность беспрепятственно снимать самые красивые уголки нашей неповторимой Беларуси.

— На заре развития беспилотной авиации многие были уверены, что она будет играть значительную роль в оперативной доставке различных товаров. Получило ли это направление должное развитие?

— Честно говоря, надо разделять рекламные акции и реальную практику. Мы в свое время проводили подобную показательную инкассацию в одном из банков в присутствии руководства Нацбанка. Все прошло удачно. Акция имела широкий резонанс, и не только в банковских кругах. Но очевидно, что все-таки прямое предназначение такой техники заключается не в доставке. В этом сегменте есть свои мощные и традиционные конкуренты.


shamko@sb.by

Фото автора

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter