В Северной Ирландии начался саммит «большой восьмерки»

Пришло время собирать камни

Вчера в североирландском местечке Лох-Эрн начался саммит «большой восьмерки», которому, судя по всему, дается уникальный шанс...


Вчера в североирландском местечке Лох-Эрн начался саммит «большой восьмерки», которому, судя по всему, дается уникальный шанс. Или она докажет свою способность управлять мировыми процессами, или же разделит судьбу тех форумов, которые сошли с международной сцены из–за политической близорукости и безответственности. Самый яркий пример такой бесполезности в критический для всего мира момент — это Лига наций, которая не смогла предотвратить развязывание Второй мировой войны. Всякое сравнение, как известно, хромает, но похоже, что нынешняя «высшая лига» мировой политики тоже должна решить вопрос, способна ли она предотвратить третью мировую войну — террористическую...

Все последние события вокруг Сирии показывают, что эта страна может оказаться последним рубежом, перейдя который обратной дороги не будет. Во время встречи с британским премьером Кэмероном российский Президент Владимир Путин задал резкий вопрос, собирается ли Запад поддерживать тех сирийских боевиков, которые в прямом эфире поедали сердце и печень своих врагов... Эти слова напомнили знаменитую фразу Черчилля о выборе между войной и бесчестьем. Тот, кто выбирает бесчестье, в итоге получает войну... Центральный вопрос «восьмерки» — об «умиротворении» сирийских боевиков с помощью поставок оружия — это та же вечная проблема. Развитые страны сегодня проходят тест на способность управлять, не скатываясь к циничным соглашениям с теми, с кем согласиться в принципе нельзя.

Так, за два с половиной года сирийского конфликта попытки убедить Россию в необходимости принять на Совете Безопасности ООН резолюцию, осуждающую действия режима Башара Асада, не дали результата.

Владимир Путин и министр иностранных дел Сергей Лавров не раз говорили о недопустимости повторения в Сирии иракского опыта и ливийского сценария и указывали, что решение сирийского кризиса возможно только на переговорах, для чего совместно с США была созвана международная конференция.

Накануне саммита ситуация вокруг Сирии обострилась: советник Обамы по национальной безопасности Бен Родс сообщил, что правительство США получило данные об использовании войсками Асада химического оружия — газа зарин. Под этим предлогом Родс заявил, что США будут вынуждены начать поставки оружия оппозиционерам.

Однако Москва не верит данным США об использовании в Сирии химического оружия, о чем прямо заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. В Кремле отмечают, что представленные сведения неубедительны и не подкреплены достоверными фактами, а помощь оппозиции не облегчит подготовку к Женевской конференции.



Вторым важным вопросом российско–американских отношений является ПРО и нераспространение оружия массового уничтожения. США официально заявили, что не станут реализовывать четвертый этап развертывания ПРО, но не исключили, что могут ускорить развертывание третьего. Российские власти уверены, что американская противоракетная оборона угрожает национальной безопасности РФ, так как она может быть направлена на сдерживание российского ядерного потенциала.

Таким образом, налицо резкие разногласия по ключевым проблемам международной безопасности. Причем уже не остается времени на обычные в дипломатической практике методы «дожимания» оппонента — помните пресловутые «Германию простить, Россию задобрить, а Францию наказать»... Когда Кондолиза Райс произносила эти слова, добиваясь согласия своих действий по Ираку, еще никто не знал, что станет итогом такой политики. 

Теперь же налицо международный террористический интернационал, выросший на месте разрушенного Ирака, Ливии, а теперь нацелившийся и на Сирию. Он сегодня принимает военную помощь Запада, но можно не сомневаться, что откажется от его покровительства завтра, устанавливая свои принципы управления регионом — по законам шариата. Переход этого интернационала к военным действиям против России, где уже вьются гнезда террористического подполья, — это лишь вопрос времени. Вот почему Россия не будет поддерживать нынешнюю стратегию Запада на Ближнем Востоке, каких бы дипломатических потерь это ей ни стоило.

Впрочем, основные дискуссии по этому вопросу еще впереди. Российскому Президенту, как отмечают аналитики, очень важно показать партнерам, что Россия не будет ведомой и будет диктовать свою повестку. Это трудная задача, учитывая, что к России в следующем году переходит председательство в G–8, а значит, сегодня нужно не развалить, а, напротив, консолидировать «восьмерку».

Впрочем, есть все основания утверждать, что Запад и сам не склонен к серьезному разрыву. Дело в том, что мировой финансовый кризис сильно подорвал его способность к эффективному управлению. Уже сегодня все мировые форумы такого уровня сопровождаются мощнейшими выступлениями антиглобалистов. Широкой общественной поддержки у мировой элиты нет. Если же она потеряет и способность к партнерству с другими государствами, то все сведется к обычному в последние годы сценарию: поговорили, выпили шампанского, разошлись...

Такова клубная жизнь, но вряд ли она достойна клуба ведущих мировых держав.

Советская Белоруссия №110 (24247). Вторник, 18 июня 2013 года
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter