Народный календарь на 21 - 27 марта

Пришли «сороки»

На будущей неделе нас ожидает важный, сложный, переломный момент — весеннее солнцестояние: день становится равен ночи. Происходящие в природе изменения внешне может быть и не очень заметны, но на деле весьма существенны — ведь все живое получает мощный импульс к развитию, своеобразный приказ: «Не стоять на месте!» И уже остается всего около двух недель до Благовещения, когда будет снят запрет на работы на земле, щедро напитанной талыми водами.


22 марта в православных храмах отмечают память 40 мучеников Севастийских. В традиционном народном календаре это «саракi». На пограничных территориях и в России у праздника существует еще имя «кулики», «кулички» — так называли маленькие булочки в виде птичек, которые матери выпекали детям для совершения обряда призывания весны.

Цифра 40 широко обыгрывается в народных поверьях и обрядовых действиях, характерных для этого дня. Вообще, число сорок характеризуется как структурообразующее в системе всего белорусского народно–христианского календаря. Так, медовый месяц у молодых после свадьбы продолжался именно сорок дней; на сороковой день после рождения крестили в церкви ребенка, а женщина после родов сорок дней не имела права заходить не только в храм, но и в гумно. Ровно сорок дней сани или телега, на которых везли «нябожчыка», стояли перевернутыми — причем не в самом селении, а за его околицей. Число сорок часто выступает стержневым и в хозяйственно–бытовой практике. Если купленная «па агульнай згодзе гаспадароў» корова (или конь) несколько раз пыталась вернуться к прежним хозяевам, нужно было на восходе солнца взять длинную нитку, завязать на ней ровно сорок узелков, читая при этом молитву, а затем повесить нитку на шею животному.

Существует и такое наблюдение. Расчеты показывают, что промежуток между основными календарными праздниками (за вычетом дней самого праздника) составляет приблизительно сорок дней. Предполагают, что в древности Рождественский и Великий посты длились по сорок дней, а Петровский и Успенский вместе составляли такой же период. Климатические условия у нас не самые лучшие, и, чтобы весеннее тепло поскорее наступило, требовалось ему «помочь». Для чего перед самым восходом солнца маленькие мальчики старались забросить на крышу сорок небольших дощечек. Сорок дощечек или поленцев нужно было сжечь в этот день и в печи. Девушки же беспокоились о своем, девичьем. Чтобы жених достался статный и высокий, они старались сорок раз подпрыгнуть на доске, уложенной поперек большого полена, и при этом не упасть.

Наблюдали на «сороки» и за погодой. Если от Громниц (15 февраля) до «сороков» нет дождей, лето ожидается засушливым. Если на земле еще лежит снег, на Благовещение он может покрывать всю землю и даже слегка припорошить ее на Юрьев день. Да, «полузимье» еще не ушло, не растаяло. В отличие от льда на реках и озерах. О чем мудрость народная говорит, предупреждая рыбаков об опасности: «Прыйшлi «саракi» — не суйся блiзка да ракi». Стоит прислушаться.

Советская Белоруссия № 50 (24932). Пятница, 18 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter