Народный календарь: 15–21 марта 2021 года

Пришел Великий пост — всем прижал хвост

Неделю открывает Великий пост. В этом году он начнется 15 марта и завершится 1 мая.

Система определенных ограничений складывалась веками, была отработана еще до принятия христианства. Главные ее направления в давние времена — накопление и рациональное использование запасов пищи, необходимость разрыва монотонных будней, создание особого психологического состояния уже для будущих праздников. Одна из самых важных целей этого периода — воспитательная. В ее основе — умение держать себя в рамках, не согрешив словом и делом, стремление помогать ближним. Пост необходим для анализа своих действий и поступков, для корректировки и исправления допущенных ошибок.


Вступление в пост — в понедельник. Это новое время, полностью противоположное предыдущему по своему «качеству». Выходит, что Пасха отделена от Масленицы периодом, контрастным обоим праздникам. Пост, по правилам, это не просто отсутствие веселья, а подчеркнутое «антивеселье». Относится к сакральному времени, наполненному особыми правилами поведения.

Понедельник не зря назывался Чистым. И сейчас живет обычай проведения в этот день особой, генеральной уборки. В доме все тщательно мылось, чистилось специальными скребками. Деревянный пол веником‑«голяком» вымывали, «аж пакуль белы не стане». В прежние времена в таких уборках принимали участие и мужчины. Посуду тщательно мыли и прокаливали в печи, чтобы не оставалось ни малейшего намека на жир. В этот день, отступив от обычных правил, мылись сами и надевали все чистое. На белорусских землях первый день называли еще «шыльны» и «паласказуб». Поскольку прежде было съедено много скоромной пищи, то старались «очистить полость рта» не только обычным способом. Считалось необходимым пропустить «чарку‑другую гарэлкi» для такого очищения.
Что касается пищи, то белорус во время поста больше всего налегал на хлеб. Говорили: «Хто есць многа хлеба, той здаровы i чырвоны, як рыжык». Присущая нашим предкам запасливость выручала различной «квашанiнай» — свеклой, капустой, огурцами, солеными грибами, сушеной рыбой.
На Полесье к зиме навяливали целые вязанки вьюнов, а с ними варили не только уху, но и щи. Насыщали организм томленные в печи горох и фасоль, «гарбузовая каша». Многие каши приправляли «смажанай на алеi цыбуляй».

15 марта — Федот-«вет­ра­нос». Северо‑западный ветер прогнозировал в этот день непогоду во время покоса. Если день не отличался «лагоднасцю», то говорили так: «Фядот злы, то не бачыць добрай травы», имея в виду, что травы в этот год будут невысокими и несочными, да и сам покос «няўдалым».

17 марта — Герасим. По поверьям, он «грачей пригоняет», приносит весну. Грачи, зимующие в Средней Азии, к этому дню возвращаются домой. По приметам, если грач строит гнездо на южной стороне, то лето будет прохладным, а если на северной, то это к жаре, что простоит до самой осени.

18 марта — святой Конон. Его особенно почитали женщины‑матери, ведь он в народе считался защитником детей от оспы. Эту болезнь у нас называли по—разному — «Воспiк», «Лiхая», «Рабая», «Шчарбачка». Верили, что она ходит по миру в виде злой, мерзкой старухи с огромным, торчащим вперед зубом. В поисках своей жертвы оспа брызжет слюной и заражает людей, после чего на лице остаются неисчезающие следы. Особенно тяжело и обидно было девушкам, ведь с такими следами от перенесенной болезни выйти замуж считалось невозможным. Про эти горькие последствия говорили: «На твары чэрцi гарох малацiлi цi ячменныя крупы дралi».

День Василия, прозванного в народе «капельником», приходится на 20 марта. Веселая и дружная капель в этот день обещала богатый урожай льна.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter