Репортаж с интеллектуального конкурса для школьников с плохим зрением "Видимо-невидимо"

Пришел, услышал, победил

Вы пробовали рисовать с закрытыми глазами? Для знаменитого турецкого художника Эсрефа Армагана это привычное дело. Незрячий от рождения, он создает невероятно красочные картины, чем давно заинтересовал не только ценителей искусства, но и ученых, которые даже умудрились доказать, что у художника уникальный мозг. И это лишь одна из мотивирующих историй, которую корреспонденты «СБ» услышали на первом республиканском познавательном конкурсе «Видимо–невидимо», посвященном 120–летию школы слепых в нашей стране. Из уст Жени Зеленкевича, модератора конкурса и инструктора Минской областной организации ОО «БелТИЗ», рассказ прозвучал особенно вдохновляюще. Женя, как и большинство участников необычного брейн–ринга, видит этот мир лишь сердцем, но каждый день доказывает: потеря зрения — не помеха для учебы и саморазвития. Поэтому и интеллектуальная битва между командами развернулась нешуточная.


Тур первый: «Визитка». На конкурс приехали 7 команд, в каждой по 5 учеников 8 — 10–х классов. Шесть сборных из специальных общеобразовательных школ для детей с нарушениями зрения из Василевичей, Жабинки, Гродно, Минска, Молодечно и Шклова. При этом в каждой команде есть участник, который хоть немного видит окружающее, поэтому отвечает за заполнение бланков с ответами. А вот седьмая команда «Радуга» — ребята из обычной столичной школы № 121, для которых мир на ощупь — тайна, но именно им по результатам жеребьевки выпало выполнять все задания первыми.

Тур второй: «В мире звуков». Первый конкурс на смекалку — и сразу серьезное испытание. Участникам предлагают угадать 10 звуков. Женя Зеленкевич подбадривает ребят:

— Когда теряешь зрение, обостряются другие чувства. Мы начинаем смотреть ушами...


Первые звуки кажутся простыми: дыхание собаки, звуковой сигнал светофора и газонокосилка. Но дальше начинаются трудности, как минимум у тех, кто привык слишком полагаться на зрение. Даже когда все внимание концентрируешь на слухе, не можешь понять: что же это за хлюпанье, легкое постукивание или прерывистый треск? Подсматриваю ответы у ребят. Кошка пьет молоко, что–то размешивают в стакане, трещит костер...

Тур третий: «Таинственный сундучок». Председатель Минской областной организации ОО «БелТИЗ» Светлана Сенько рассказывает о еще одной особенности потерявших зрение людей: у них удивительно развиты тактильные способности. Так что в этом задании за полторы минуты надо нащупать в ящике 10 предметов и угадать, что за они.

— Мыло! — выкрикивает друзьям по команде участница сборной «Дрим тим» из Василевичей. — Печенье! Губка для посуды! Камень какой–то...


Для ребят из школы № 121 задание непростое: им удалось нащупать лишь 9 предметов.

После объявления правильных ответов школьница Даша вздыхает: «Мы пластиковую ложку не заметили...»

Тур четвертый: «Кроссворд». Самый продолжительный конкурс — 15 минут. Хотя, на первый взгляд, задание несложное: разгадать кроссворд из каких–то семи слов. Но ответы нужно не только записать на бумаге, но и при помощи спичек выложить шрифтом Брайля на пенопластовом квадрате.

— Ваня, до конца спички дави! — переживают за своих подопечных педагоги из Василевичей.

— Как же я сразу не поняла? Это глаза! — в последнюю минуту догадывается конкурсантка, поломав голову над вопросом про орган чувств, с помощью которого люди получают 80% информации.

Тур пятый: «Дартс». Прямо скажем, это слегка ошарашивает. Правда,  на деле игра оказалась необычной: бросать нужно не дротики, а мягкие шарики, которые засчитают лишь в том случае, если они прилипнут к мишени. А чтобы все ребята были в равных условиях, участникам надевают непроницаемые очки. Как понять, в каком направлении бросать? Здесь снова придется довериться слуху: за мишенью звенит колокольчик, это единственный ориентир.

Начинают минские школьники из «Радуги» — мимо. Зато их соперники, привыкшие «смотреть ушами», метки. Бросок первой же незрячей участницы — и шарик попадает почти в яблочко! «Плюс 50 баллов!» — выносит вердикт жюри.

Тур шестой: «Назад в будущее». Настало время для самого сложного конкурса. Каждой команде предлагают 10 отрывков из биографий незрячих людей, которые добились невероятных успехов. Где–то нужно выбрать один правильный вариант из трех, как в вопросе про балерину, которая потеряла зрение и стала известным скульптором.

— Это Лина По, — уверенно решает команда «Скала» из Шклова, и, чтобы окончательно сразить жюри, участники дописывают на бланке расшифровку полного имени — Полина Михайловна Горенштейн.

А где–то без подсказок надо определить композитора по его мелодии. Рея Чарльза не определили даже педагоги–болельщики, спутав со Стиви Уандером. Зато Токкату и фугу ре минор Баха многие узнали с первых же аккордов.

Тур седьмой: «Социальная реклама». В завершающем конкурсе ребятам нужно было в течение минуты прорекламировать социальные средства, которые облегчают жизнь незрячего человека. Здесь и говорящие весы, и термометр, и трость, и различитель цветов... Рекламные сценки получились по–детски наивными. Но это была одна из самых искренних рекламных пауз, которые нам доводилось видеть...

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Олег Шепель, председатель центрального правления ОО «БелТИЗ»:


– Конкурс «Видимо–невидимо» мы провели впервые. Он посвящен важной дате: 120 лет назад врач Иван Устинович Зданович открыл училище для слепых в Минске. С тех пор эта система образования развивалась, сейчас у нас 6 специализированных учреждений. Но все чаще встает вопрос, что у таких ребят должно быть право учиться не только в спецшколе, но и в обычной возле дома. Наш конкурс — еще одно доказательство, что это возможно. Я не люблю формулировку «инвалиды по зрению» — это просто ребята, которые плохо видят. Главной целью было показать, что существует категория людей, от попадания в которую никто не застрахован, и что они могут пусть не все, но многое. Наши выпускники поступают в университеты, большой процент из них заканчивает вузы с красными дипломами. Конечно, есть проблемы с трудоустройством, когда работодатель думает, что такой работник станет для него обузой. Но есть и хорошие примеры: по договоренности с гродненским колледжем наши ребята получают образование массажистов, практически все устраиваются, а некоторые даже собственные массажные салоны открывают.

СПРАВКА «СБ»

Иван Устинович Зданович известен как основоположник не только школы для слепых, но и нынешнего санатория «Крынiца», который он в начале ХХ века организовал в небольшом доме на берегу Свислочи. Поблизости врач обнаружил незамерзающий источник минеральной воды. И чтобы к нему было проще добираться, Иван Устинович за свой счет обустроил железнодорожную платформу, которая стала называться платформой Здановича. Со временем здесь все чаще останавливались не только пригородные, но и скорые поезда, а выросший вокруг поселок получил название Здановичи. После Великой Отечественной войны в названии первая буква стихийно заменилась на «Ж», теперь мы знаем эту местность как Ждановичи.

pasiyak@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter