Дороги Великой Отечественной: украинские поисковики обещают установить новые имена без вести пропавших белорусов

Пришел солдат с войны

Его ждали… Здесь, на малой родине в деревне Повстихово, где оставалась жить после войны многочисленная родня Василия Белановича. Ждали, несмотря на непредсказуемость военных дорог и полученное сообщение с горькими и до боли сухими «пропал без вести», которое уже десятки лет хранилось в семейном архиве. Ждали. И дождались…

Новость о том, что останки уроженца Толочинского района обнаружены в Украине, пришла в Беларусь 14 октября. А через месяц с небольшим родственники Белановича готовились к встрече — печальной и радостной одновременно.



Дом с огоньком надежды

Деревня Озерцы, что в четырех километрах от райцентра. Уютный домик. Марина Адамович — внучатая племянница Василия, погибшего в трагически известном Барвенковском котле под Харьковом. Ее отцу, Николаю Эммануиловичу, уже за 80. Он племянник героя, останки которого сегодня члены Всеукраинской общественной организации «Союз «Народная память» привезут на родину. Марина Николаевна смахивает слезу и рассказывает:

— К сожалению, ни одной фотографии Василия не сохранилось. Он же до войны был совсем молодым сельским хлопцем. Не до снимков: семья многодетная — девять братьев и сестер. Кстати, с фронта трое не вернулись. Кроме Василия, без вести пропал еще и Антон. А Семен погиб в Польше. Так же, как и муж одной из сестер, Александры, моей бабушки.

80-летний племянник Николай БЕЛАНОВИЧ держит запись из солдатского медальона

Александра была на 14 лет старше Василия. Похоже, она помогала родителям растить мальчика, так как они были очень близки.

— Когда мы еще школьниками приезжали в Повстихово на каникулы, бабушка была старенькой, — вспоминает собеседница. — Дверью неожиданно где-то хлопнем, а она сразу всполошится: «Васек идет?!» Почему-то именно его в полузабытьи и вспоминала... А когда я спросила, что за портрет висит на стене в красном углу, объяснила: бравый красноармеец — ее любимый брат Василий. Пожалуй, это все, что я знала о нем. Но когда пыталась разыскать своего дедушку по отцовской линии, всегда вспоминала и про бабушкиного брата.


Свои координаты Марина Николаевна оставляла на многих поисковых и патриотических сайтах. Правда, и думать не думала, что эти попытки реально могут когда-нибудь увенчаться успехом. Вспоминает:

— В тот день прибежала из школы, где работаю, на обед. Между делом включила компьютер. Смотрю: письмо. Пишут мне поисковики из Могилевской области и сообщают, что украинские коллеги попросили их найти родных рядового Белановича Василия Александровича, останки которого были обнаружены при раскопках под Харьковом. Имя удалось установить по медальону. Если это ваш родственник — сообщите…

Перезахоронение останков красноармейца Василия БЕЛАНОВИЧА

Наш разговор внимательно слушает Николай Эммануилович. Своего дядю, погибшего в возрасте 22 лет, он совсем не знал: родился-то в 1939-м. Но вот о том, как переживали родные пропажу солдата, помнит хорошо. Так же, как и самих фашистов. Детская память, как живую, сохранила картинку: вот один из офицеров бьет его сапогом, чтобы не путался под ногами. А от другого разъяренного фрица вместе с мамой они прячутся в бурьяне под забором. И бомбежки помнит, и ядовитый страх смерти…

— Это хорошо, что Василия домой привезут, — отмечает Николай Эммануилович. — Негоже лежать в чужой земле безымянным. Мы же все тут, и он должен быть с нами, дома.



Возвращение

Траурный кортеж в сопровож­дении милицейской машины подъезжает к городскому парку Юзефполье, расположенному на окраине Толочина. Здесь в братской могиле после долгой, почти 80-летней, разлуки с родной землей и найдет свой последний приют красноармеец Василий Беланович. Родственники согласились с предложением не везти его останки в глубинку — на родовое сельское кладбище. Герой будет лежать в райцентре рядом со своими боевыми товарищами, отдавшими жизни за свободу Отчизны. Тем более здесь неподалеку живут три его внучатых племянника, у которых уже есть свои дети и внуки. Так что число кровных родственников как минимум — около двух десятков человек.

„У могилы собрались местные жители и украинские волонтеры.

Черный микроавтобус с тонированными стеклами и украинскими номерами. Люди в камуфляже с опознавательными знаками Украины. Небольшой гробик, обитый алым бархатом. Военный духовой оркестр. Живой коридор из земляков, по которому медленно чеканит шаг похоронная процессия. Венки, цветы, троекратный залп в небеса…

Председатель правления Всеукраинской общественной организации «Союз «Народная память» Ярослав Жилкин рассказывает толочинцам:

— Мы нашли останки бойца в сентябре во время поисковой военно-патриотической экспедиции «Барвенковский котел-942» возле села Ивановка-2 Барвенковского района Харьковской области. Именно тут была совершена вторая попытка освобождения Харькова. К сожалению, она закончилась окружением двух советских армий и громадными людскими потерями. В ходе трех экспедиций нашим поисковикам удалось локализовать конкретное место прорыва. Установлено, что Василий Беланович погиб в ночь с 25 на 26 мая. Он с товарищами (тела еще 11 бойцов были обнаружены рядом) выходил из окружения. Не получилось…



Ярослав Александрович в беседе с людьми, собравшимися на траурную церемонию перезахоронения героя, подчеркнул: возможно, список белорусов, без вести пропавших во время Великой Оте­чественной, в ближайшее время сократится. Поисковикам удалось найти останки почти 200 человек и более 30 медальонов. Прочтено только 10 капсул, с остальными работают эксперты.

— Надеемся, их тоже удастся прочитать и тем самым донести родственникам последнюю весточку от солдат, — отметили поисковики. — Работы предстоит очень много. Во время того трагического прорыва к своим удалось выйти лишь каждому десятому бойцу. Путем нехитрых расчетов мы установили: только в этой местности в неучтенных захоронениях, так называемых авиаворонках, на глубине 30—40 сантиметров остаются лежать около 100 тысяч советских солдат. Но время играет против нас, с каждым годом все меньше шансов установить их имена. Поэтому нужно торопиться.

Председатель правления всеукраинской общественной организации «Союз «Народная память» Ярослав ЖИЛКИН передает личные вещи красноармейца Василия Белановича его внучке Марине АДАМОВИЧ.

Эпилог

Здесь, у братской могилы, где вместе лежат белорусы, россияне, украинцы, казахи, не важны границы, расстояния, национальности. К сожалению, более чем из 8,3 тысячи человек, захороненных на территории Толочинского района, свыше 7,5 тысячи остаются безымянными. Тем не менее память о них увековечена мемориалами и обелисками. А ведь десятки тысяч солдат Великой Отечественной так и лежат на полях военных сражений. Задача поисковиков и всех нас — вернуть домой тех, кто еще в пути. Они это заслужили.

На могилу Василия Белановича украинские поисковики положили старую каску, привезенную из Барвенковского котла. Родственникам передали личные вещи погибшего: пуговицы, звездочку красноармейца с фуражки, поясной ремень и самое дорогое — вкладыш смертного медальона, заполненный рукой белорусского воина. В графе «Военное звание» около 80 лет назад он написал: боец. Кстати, и бумага, и буквы сохранились, на удивление, хорошо. Текст вполне читаем.



Ценные реликвии займут почетное место в семейном архиве внучатой племянницы Марины Адамович, в дом которой после церемонии перезахоронения заглянули украинские поисковики. Сюда же подтянулись и односельчане, потерявшие в годы войны родных и близких. У каждого из них остается надежда на возвращение с далеких фронтов своих без вести пропавших предков…

begunoba@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter