Песни сменяются танцами: "Семеновна", коробочка, кадриль. На площадке перед сельским клубом резво притопывают пары: кто специально приехал в деревню Шипиловичи поучиться белорусским танцам в летнюю школу, чтобы потом сплясать на празднике Пятрока, а кто просто всю жизнь здесь живет и помнит, как танцевали родители, бабушки-дедушки. Помнит старинные песни и подтягивает вслед за певцами. Тут вдруг бурная мелодия - вырываются в круг хлопцы, танцуют "шамилю", старинный танец, похожий на лезгинку. Летают руки, отбивают боевой ритм каблуки сапог и современные кроссовки. Не важно, как ты одет, важно, что традиция живет.
Фестиваль традиционной культуры "Пятровiца" уже много лет приводит в Любанский район гостей не только со всей Беларуси, но и из-за рубежа. Пока в столице рассуждают, как привлечь туристов в регионы, на Любанщине уже все придумали и всех позвали. Сюда едут семьями, с детишками мал мала меньше, готовясь загодя и специально планируя отпуск. Купалье всем известно, а вот Пятрок как особый праздник отмечают только здесь, и традиции тут свои, которых в других местностях не встретишь.
- У каждой деревни в районе есть свой праздник, - рассказывает этнохореограф, заведующий организационно-творческим отделом Любанского районного центра культуры Сергей Выскварка. - В Шипиловичах на Петра всегда устраивали ярмарку. Приезжал священник, проводил молебен, потом все расходились по деревне, в каждой хате была гулянка, застолье...
Сейчас все по-иному, говорит жительница деревни Екатерина Семеновна Достанко, которой в день Пятрока исполнилось 85 лет:
- Этот праздник у нас был всю жизнь. Раньше дома столы накрывали, а сейчас уже вот так отмечаем. Брат мой в Гомеле живет, спрашивает: "Как там у вас Пятрок?" Я говорю: не такой, как раньше был. Послала ему диск с фото, чтоб посмотрел, какой сейчас у нас в деревне кирмаш.
Смотрю на бабу Катю, на ее вышитую яркими цветами сорочку, фартучек, затейливо повязанную косынку, нитки бус на шее, слушаю, как она выводит частушки: "Я свекровки не боюсь!" Говорит, пела всю жизнь, с самого детства, потом, казалось, позабыла и слова, и мелодии, а надо запеть - и все само всплывает в памяти. А рядом молодежь - перенимает, запоминает, подпевает.
"Пятровiца" началась с идеи энтузиастов собрать молодежь и поучиться аутентичным танцам, рассказывает Сергей Выскварка:
- Моя ученица и выпускница ансамбля "Верабейкi" Любанского центра культуры Анастасия Кухаренко придумала летнюю танцевальную школу, в интернете разместили рекламу - и вот уже 8 лет люди приезжают, живут в палатках в усадьбе семьи Кухаренко в Шипиловичах. Для них устраиваем мастер-классы по спевам, по танцам, даже мастер-класс по жниву был: показали современным людям, как жать жито, вязать "бабку" - оказывается, многие сейчас этого уже не знают. Каждый день навещаем какую-нибудь деревню. В этот раз были в Любани на городской вечеринке с танцами, потом ездили в Пласток - "на квасок": там целая система квасных блюд на капустном рассоле. Заквашивается в деже капуста целиком, а после весь год из рассола варят квас. Есть такой, который можно пить, а бывает, который нужно есть ложкой, как суп. И квас этот варится по-разному: с добавлением капусты или перловой крупы, сушеных грибов, рыбы, курицы, мяса... У каждой хозяйки свой рецепт! Квас забеливают сметаной или едят так, готовят к нему бульбу или картофельные пирожки. Даже на поминках принято подавать квас. А в Жоровке в Доме народных традиций в печи пекут хлеб, настоящий, как пекли испокон веку в этой деревне. Там же устроили вечеринку у керосинки: в деревенской хате собрались при свете керосиновой лампы попеть и потанцевать, как в те времена, когда еще не было электричества.
Недельное гулянье вполне в белорусской традиции, у наших предков не было праздников однодневных. И праздничный цикл Пятрока начинался на Купалье и завершался на Петра. Есть петровские песни, хороводы, традиция обхода деревни, кумления... Принято на Пятрока варить юшку - рыбную уху, как бабушки рассказывали, потому что святые Петр и Павел, до того как стали апостолами, были рыбаками. В Шипиловичах юшку делали в складчину: кто приносил картошку, кто рыбу, кто лук... Варили все вместе в одном котле и вместе же ели, так продолжается по сей день. Бабушки отправляются за лекарственными растениями: конечно, травы собирают все лето, но издревле считалось, что целую неделю после Ивана Купалы растения имеют особую силу. Здесь верят, что "ивановы ягоды" - черника, собранная на Купалу, - целебны. Их сушат и весь год ими лечатся. Можно смеяться, но, говорят старожилы, работает.
Вечером непременно жгут костры и сжигают мужские шапки. Эта традиция уже из разряда женского хулиганства, обрядовый смысл ее за давностью лет восстановить не получится: завести песню "Да сидели хлопцы в болотце, да словили жабку, да пошили шапку...", заманить парня в хоровод, сорвать шапку и бросить ее в костер. Потому на Пятрок мужчины старались надевать головные уборы поплоше, старые - ведь девушки все равно отберут и спалят!
ovsepyan@sb.by