Юшка, сжигание шапок, сбор трав: как празднуют праздник Пятрока в Любанском районе

Пришел Пятрок, хлопец шапку не сберег

Песни сменяются танцами: "Семеновна", коробочка, кадриль. На площадке перед сельским клубом резво притопывают пары: кто специально приехал в деревню Шипиловичи поучиться белорусским танцам в летнюю школу, чтобы потом сплясать на празднике Пятрока, а кто просто всю жизнь здесь живет и помнит, как танцевали родители, бабушки-дедушки. Помнит старинные песни и подтягивает вслед за певцами. Тут вдруг бурная мелодия - вырываются в круг хлопцы, танцуют "шамилю", старинный танец, похожий на лезгинку. Летают руки, отбивают боевой ритм каблуки сапог и современные кроссовки. Не важно, как ты одет, важно, что традиция живет.




Фестиваль традиционной культуры "Пятровiца" уже много лет приводит в Любанский район гостей не только со всей Беларуси, но и из-за рубежа. Пока в столице рассуждают, как привлечь туристов в регионы, на Любанщине уже все придумали и всех позвали. Сюда едут семьями, с детишками мал мала меньше, готовясь загодя и специально планируя отпуск. Купалье всем известно, а вот Пятрок как особый праздник отмечают только здесь, и традиции тут свои, которых в других местностях не встретишь.



- У каждой деревни в районе есть свой праздник, - рассказывает этнохореограф, заведующий организационно-творческим отделом Любанского районного центра культуры Сергей Выскварка. - В Шипиловичах на Петра всегда устраивали ярмарку. Приезжал священник, проводил молебен, потом все расходились по деревне, в каждой хате была гулянка, застолье...




Сейчас все по-иному, говорит жительница деревни Екатерина Семеновна Достанко, которой в день Пятрока исполнилось 85 лет:

- Этот праздник у нас был всю жизнь. Раньше дома столы накрывали, а сейчас уже вот так отмечаем. Брат мой в Гомеле живет, спрашивает: "Как там у вас Пятрок?" Я говорю: не такой, как раньше был. Послала ему диск с фото, чтоб посмотрел, какой сейчас у нас в деревне кирмаш.




Смотрю на бабу Катю, на ее вышитую яркими цветами сорочку, фартучек, затейливо повязанную косынку, нитки бус на шее, слушаю, как она выводит частушки: "Я свекровки не боюсь!" Говорит, пела всю жизнь, с самого детства, потом, казалось, позабыла и слова, и мелодии, а надо запеть - и все само всплывает в памяти. А рядом молодежь - перенимает, запоминает, подпевает.




"Пятровiца" началась с идеи энтузиастов собрать молодежь и поучиться аутентичным танцам, рассказывает Сергей Выскварка:

- Моя ученица и выпускница ансамбля "Верабейкi" Любанского центра культуры Анастасия Кухаренко придумала летнюю танцевальную школу, в интернете разместили рекламу - и вот уже 8 лет люди приезжают, живут в палатках в усадьбе семьи Кухаренко в Шипиловичах. Для них устраиваем мастер-классы по спевам, по танцам, даже мастер-класс по жниву был: показали современным людям, как жать жито, вязать "бабку" - оказывается, многие сейчас этого уже не знают. Каждый день навещаем какую-нибудь деревню. В этот раз были в Любани на городской вечеринке с танцами, потом ездили в Пласток - "на квасок": там целая система квасных блюд на капустном рассоле. Заквашивается в деже капуста целиком, а после весь год из рассола варят квас. Есть такой, который можно пить, а бывает, который нужно есть ложкой, как суп. И квас этот варится по-разному: с добавлением капусты или перловой крупы, сушеных грибов, рыбы, курицы, мяса... У каждой хозяйки свой рецепт! Квас забеливают сметаной или едят так, готовят к нему бульбу или картофельные пирожки. Даже на поминках принято подавать квас. А в Жоровке в Доме народных традиций в печи пекут хлеб, настоящий, как пекли испокон веку в этой деревне. Там же устроили вечеринку у керосинки: в деревенской хате собрались при свете керосиновой лампы попеть и потанцевать, как в те времена, когда еще не было электричества.




Недельное гулянье вполне в белорусской традиции, у наших предков не было праздников однодневных. И праздничный цикл Пятрока начинался на Купалье и завершался на Петра. Есть петровские песни, хороводы, традиция обхода деревни, кумления... Принято на Пятрока варить юшку - рыбную уху, как бабушки рассказывали, потому что святые Петр и Павел, до того как стали апостолами, были рыбаками. В Шипиловичах юшку делали в складчину: кто приносил картошку, кто рыбу, кто лук... Варили все вместе в одном котле и вместе же ели, так продолжается по сей день. Бабушки отправляются за лекарственными растениями: конечно, травы собирают все лето, но издревле считалось, что целую неделю после Ивана Купалы растения имеют особую силу. Здесь верят, что "ивановы ягоды" - черника, собранная на Купалу, - целебны. Их сушат и весь год ими лечатся. Можно смеяться, но, говорят старожилы, работает.




Вечером непременно жгут костры и сжигают мужские шапки. Эта традиция уже из разряда женского хулиганства, обрядовый смысл ее за давностью лет восстановить не получится: завести песню "Да сидели хлопцы в болотце, да словили жабку, да пошили шапку...", заманить парня в хоровод, сорвать шапку и бросить ее в костер. Потому на Пятрок мужчины старались надевать головные уборы поплоше, старые - ведь девушки все равно отберут и спалят!



Любанский район богат на фольклор: шутка ли, 9 человек имеют звание "Народный мастер Беларуси", богатые традиции кухни, 30 фольклорных коллективов, из них 10 аутентичных, это бабушки, которые песни поют, что называется, от корня... Многие из бытующих здесь традиций могли бы претендовать на включение в Государственный список нематериального культурного наследия, кое-какие в него уже внесены. И все они живут, развиваются и передаются от прадедов к правнукам. Через год приезжайте - убедитесь сами.

ovsepyan@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter