Народный календарь и традиции: 6-11 марта

Пришел Прокоп — во дворе потоп

В традиционном народном календаре будущую неделю открывает «Цiмох–веснавей» (Тимофей) — 6 марта. О нем говорили: «весну чует», «як Цiмафей, то i цяпло ля дзвярэй». И как подтверждение — особое теньканье птичек–синичек, чувствующих приближение тепла. День чаще всего бывает ветреным, но ветер дует особенный — с запахом талого снега и влажной древесины. Ветер старались «улашчыць», умилостивить — чтобы чуть позже по весне «не ўкладваў долу» поднявшиеся всходы. Для чего жменю зерна рассыпали по крыше — как своеобразное угощение и дань.


Вообще, по старинным поверьям, ветром можно управлять. Например, мельник умеет «запрягать» ветер, вызывать в нужное время и при необходимости останавливать. Ветер в народном представлении получает амбивалентную характеристику и воспринимается двояко. С одной стороны, он разрушительная, «магутная» сила, стихия, с другой — участвует в добрых делах: разносит по земле семена различных растений, пригоняет живительные дожди, приводит в движение крылья мельницы. «Плохой» ветер распространяет по воздуху болезни (вспомним ту же ветрянку). «Хороший» — наоборот, помощник в борьбе с хворями: именно «на ветер» знахари отсылают колтун, испуг, сглаз. Рассказывая о чьих–то дурных намерениях и не зная, как с ними справиться, люди говорили: «Пушчай яны iдуць на вецер». Существовало у нас и обобщенное название «нячысцiкаў» — «ветры», «вятры». Предки верили, что ведьмы посылают свои злые чары именно с помощью ветра, а ветер, поднявшийся внезапно среди ясного солнечного дня, сообщает, что с кем–то случилась беда — «проявив слабость духа», человек лишил себя жизни. С огромным опасением и страхом относились к вихрям, которые, как считалось, можно остановить, только бросив в самую «вiхуру» нож и таким образом поранив ту самую нечистую силу, которая нагнала этот злой ветер. Практически у всех народов Европы ветер представлялся в виде огромного человека в развевающихся одеждах, с растрепанными волосами, длинными усами, надутыми щеками и огромными «тоўстымi, як каўбасы» губами. Различали ветер зимний и летний: зимний изображали с усами и волосами, покрытыми инеем, раздувающий снег, летний — насылающий тучи и дожди.

В системе народной метеорологии ветер на Рождество и Новый год обещает хороший урожай ягод, грибов и орехов в новом сезоне.

9 марта отмечается «прысвятак Паўраценне, Абратанне». Эти народные названия образованы от церковного «первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи».

В системе представлений наших предков голова человека соотносится с небом, его основными объектами — солнцем, месяцем и звездами, и воспринимается как главенствующая, начальственная единица. В более локальной сфере «ландшафтной» аналогии голове соответствует понятие горы, в том числе и той, на которой распяли Христа. Голгофа в переводе с греческого — «череп». Кстати, и гора, и голова могут быть лысыми. В этом контексте существует загадка: «А на гары — гай, а пад гаем — маргай, пад маргаем — шмаргай, пад шмаргаем — хапай» (волосы, веки, нос, рот). В системе «хатняга начыння» голове соответствует печь, без которой дом не дом. Поэтому «каптур» — верхняя часть печки и одновременно головной убор, «чало» — лоб и передняя часть печи... А еще есть уши — выступы в бревнах, которые опускаются в ушаки, борода — выемка в «крокве», рот и глаза — двери и окна. Отправляясь в дальнюю дорогу, всегда плотно закрывали двери и окна — чтобы никто не сглазил и «закрылiся злыя языкi». На уровне так называемого предметного кода голове соответствует горшок («чарапок, чарапушка»). Кстати, причиной головной боли считали нарушение ряда запретов, связанных с ее мытьем, расчесыванием волос, особенно после захода солнца, в отдельные знаковые дни — Обретение, Благовещение, Купала. Практиковалось также небольшое обрядное действие: по весне, услышав первый гром, надо легонько стукнуть себя по голове со словами «жалезна галава» — чтобы на протяжении всего года голова не болела.

В народе все происходящее с этого дня трактовалось как «возвращение, появление вновь», в том числе и уверенный приход тепла: «Янавай галавы надта зiма баiцца». Пчеловоды впервые после зимы заглядывали в ульи.

12 марта — «Пракоп», который приводит за собой «вялiкае разводдзе», а еще — «дарогу рушыць» и уже не дает морозам ее сковать.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter