Календарь и традиции

Пришел Петрок, отщипнул листок

Про середину июля говорили: «Лето на горку взбежало». В традиционном народном календаре открывает неделю Самсон — 10 июля. И если в этот день пойдет дождь — будет он докучать все последующие семь недель, а то и вовсе зарядит до середины сентября.

Фото Ольги Пак

12 июля — Петров день («Пётра й Паўла, Пятроўкi»). Большой религиозный праздник.

Утром на Петра, при восходе, солнце может играть, переливаясь разными цветами, даже немного искриться. Люди верили: тот, кто это увидит, зарядится такой энергией, что с успехом справится с самыми трудными делами и везде будет успевать, как само небесное светило. Потому раньше существовал обычай «караулить солнце». Происходил он из самых давних времен, когда верховное божество «нябеснага святла» по имени Световит воспринималось воплощением самого солнца. Такие представления бытовали на Гродненщине (Мостовский, Щучинский районы): «Светавiт — бог сонца i самы галоўны». А вообще, Световит — божество дохристианского пантеона прибалтийских и западных славян. Символами Световита были алый и белый цвет: белый конь, алые декорации и алая крыша в его храме, алые одеяния. Исследователи отмечают, что по всем своим функциям Световит очень напоминает Ярилу.

У верующих Петрову дню предшествует Петровский пост — время, когда у крестьян начинался большой покос, требующий огромных физических затрат. Поэтому мужчины, день–деньской занятые этой важной и трудоемкой работой на лугу, нередко недовольно ворчали и называли пост «бабскiм» — мол, придумали его женщины, не понимающие, как тяжко махать косой: во время такой работы в самый раз бы «шкварачку з яешняй i сала добрага шматок». По традиции на Петров день разговлялись соленым, посыпанным тмином белым сыром. Умелые хозяйки припасали и хранили его еще с Масленицы: подсушивали в «легком духу» в печке, после чего сыр покрывался тонкой плотной корочкой и не портился. Традицию разговляться сыром соблюдали свято, так как верили: кто ее нарушит, может и не дождаться следующего Петра...

По всем правилам, Петров день должен окутывать нас теплым, словно парное молоко, воздухом. Но одновременно это уже и начало поворота к осени: «Прыйшоў Пятрок, апаў лiсток». А еще своеобразный пик созревания всего посеянного на полях: «святы Пятро — жыту ядро». Значит, наступила пора «сярпы вастрыць» — готовиться к «жнiву». В хорошее лето именно на Петра сельчанки проводили первый «зажон», приговаривая: «Першым разам, добрым часам». А потом угощали семью хлебом, испеченным из муки нового урожая: «на Пятра крышку хлеба напякла». В некоторых регионах и на Троицу, и на Петра справляли свадьбы, а «пераборлiвым дзеўкам», кто слишком много выбирал и задирал нос, напоминали: «да Пятра дзеўка хiтра».

На Вилейщине Петров день считался одним из поминальных, потому ходили навестить родные могилы.

Внимательно наблюдали также за погодой: Петр с дождем обещал, что весь сенокос окажется таким же «мокрым»: «як Паўла й Пётра плачуць, то людзi праз тыдзень света не ўбачаць», а тогда и с урожаем возможны проблемы. Делался и долгосрочный метеопрогноз: дождь на Петра сулил метелицу на Новый год! По всем правилам, кукушка у нас должна куковать только до Петрова дня, и любое отклонение от обозначенного «графика» тоже выглядело знаковым. Если птица перестает подавать голос раньше Петра — осень обещает быть холодной, а зима — ранней. Если кукует на самого Петра — осень ожидается теплой, а зима придет на католический день Всех святых (1 ноября).
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter