Иркутские белорусы отметили окончание осенних полевых работ

Пришел Багач - кидай рогач

Иркутские белорусы отметили окончание осенних полевых работ


- А цi багата лi ваша хата? А цi добрае жыта ў гэтым годзе? Калi добры ураджай, тады гаспадыня дагаджай. - С такими словами постучались в ворота маленького деревенского домика гости аж из самого Иркутска. Это молодежный клуб белорусской культуры "Кривичи" приехал отмечать Багач в деревню Жизневка Заларинского района.


Лубок иркутяне привезли с собой, а зерно щедрой рукой насыпали жители Жизневки.
Фото:

- Багач - древний белорусский обряд, посвященный окончанию уборки урожая. Проводился он после осеннего равноденствия, когда все полевые работы, за исключением посева озимых культур, должны быть закончены. Недаром говорили: "Пришел Багач - кидай рогач", то есть пора отложить сельскохозяйственный инструмент до весны. Это подведение итогов уборки урожая, - рассказывает Олег Рудаков, историк, активист Иркутского общества белорусской культуры имени Яна Черского, пока "Кривичи" под пожиночные песни переходят от двора к двору. - Начинался он обязательно с того, что обходили все дворы в селе и каждый хозяин насыпал по жменьке (горсти) зерна в деревянную долбленую чашу - лубок. Это напоминает об общинном поселении, о взаимопомощи, о связи крестьянина в первую очередь с урожаем хлеба.

Лубок иркутские белорусы привезли с собой. Самый настоящий, старинный - ему более 100 лет, - выдолбленный из деревянной колоды кем-то из первых столыпинских переселенцев в Сибирь, а может, и привезенный с собой из далекой Белоруссии на новую родину. Ее подарил обществу один из музеев Иркутска. Зерно же щедрой рукой насыпали жители Жизневки. А в ответ им желали здоровья и достатка в доме, полных пуни (сеновала), гумна и погреба.

Когда-то это была большая деревня, в две длинные улицы: Могилевскую (на ней селились выходцы с Беларуси) и Гору (здесь большинство жителей составляли вепсы, перебравшиеся с северо-запада Российской империи), с множеством мелких проулков. Сегодня в Жизневке живут чуть более 80 человек. В местную школу ходят три ребенка. Так что процессии с лубком не пришлось сбивать ноги - всего-то нужно было обойти с десяток дворов. Но зато в каждом из них гостей ждали. Наряжались, выходили за ворота, высматривали приближающуюся компанию, а затем и сами присоединялись к шествию.

- Слово "багач" имеет три значения. Первое - от слова "богатство", иными словами, собранный осенью урожай и есть главное богатство земледельца. Также "Багач" - это мифологическое божество, отвечающее за сбор урожая и за его сохранение до весенней поры. Ну и наконец, багачем называли сам лубок, наполненный зерном, - продолжал пояснять Олег Рудаков.

Но вот лубок заполнился, и его следовало по традиции отнести в дом, где он будет храниться весь год до следующего урожая. Считалось, что "Багач" непременно принесет хозяину хаты, а с ним и всей деревне, благополучие, достаток, здоровье.

- В некоторых белорусских деревнях это зерно по весне вновь раздавали - каждому дому по жменьке, чтобы оно перемешалось с посевным и дало добрый урожай, - пояснил Олег Рудаков. - Как поступят жизневцы, решать им: посеют ли зерно на будущий год или оставят как оберег, как залог благополучия всей деревни.

Автор публикации: Екатерина ДЕМЕНТЬЕВА

mediakat@yandex.ru
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter