В последние годы семейный дуэт художников Анны Силивончик и Василия Пешкуна превратился в трио — свой арт-проект для нынешней выставки «Панна Doll’я» они готовили вместе с дочкой Машей. Правда, принять свой диплом из рук Надежды Цигановской она не смогла — была занята в школе.
«Бэкграунд» художника Петра Фролова — работа грузчиком в Русском музее и частные уроки живописи, торговля самоварами в Париже и янтарем в Стокгольме. Мастерские, которые он устраивал в зданиях, изначально от искусства очень далеких — в Гаване, Карпатах, во Флоренции... «Живет и работает в Санкт–Петербурге и Франции», — сообщают многочисленные интернет–ссылки (Фролов — художник популярный, востребованный и фантастически продуктивный). Однако в Минск все его 350 работ прибыли из Перми — сегодня его дом там. Разглядывать эти картины можно часами, обнаруживая все новые подробности и неожиданные сюжетные повороты. По словам самого Петра Фролова, для каждой из них изначально он пишет синопсисы. Точно так, как это делает писатель или сценарист. А после, не упуская ни одной детали, раскрашивает свои сказки красками. И в пространстве багетной рамы возникают клоунессы с легкомысленными прическами из воздушных шаров или разряженные тигры в тюрбанах с растущими из них тюльпанами. Его картины легко пересказывать — достаточно просто проговорить все, что видишь, и поймешь, почему «Ах, как необходим в быту заводной носорог» и для кого «Турецкий марш стучит по крышам».
Прихотливые названия работ Петра Фролова объединяют его персональную двухмерную выставку с объемными героями придуманных им сюжетов — за полгода до нынешней «Панны Doll’и» мастерам предложили воплотить эту живопись в своих куклах. Для общего проекта и конкурса. Второй конкурс объявили для «мишкоделов». Имена победителей для публики не тайна — их выбрали еще до открытия. Совсем как на Венецианском биеннале и других авторитетных фестивалях современного искусства.
К своему пятилетнему юбилею «Панна Doll’я» вошла в каталог крупнейших выставок Европы. Выросла до большого международного арт–проекта с участием признанных мастеров, которому Национальный центр современных искусств на целый месяц отдает одно из своих зданий в самом центре города. Вот уже второй год и целиком. Кукольные выставки сегодня, конечно, модная тема, в мире их много. Надежда Цигановская, куратор «Панны Doll’и», сетует, что интернет с доступными мастер–классами и всеядность иных выставок мешают полноценному развитию кукольного искусства, но в свою публику верит и участников собственного проекта выбирает отнюдь не по сумме членских взносов. Все имена здесь — из сотни лучших мастеров мира. Куклы — только авторские и бесспорно уникальные. Реборнов, неотличимых от живых младенцев, «Панна Doll’я» демонстрировала в первый и единственный раз только в самом начале, «для общего развития» зрителей. Глазастые блайзы на нынешней выставке — такое же исключение, выставленное в образовательных целях, как самая дорогая и модная кукла года. А для будущей «Панны Doll’и» Надежда Цигановская готовит большую коллекцию антикварных кукол:
— Моя задача — показать не только уникальность, но и многогранность кукольного мира. Однако ключевое понятие — профессионализм. Как мне надоели эти штампы, когда разговор о своих работах автор начинает со слов, что делал их «с душой». Без души и тесто нельзя поставить, и борщ сварить, все должно быть с душой! Но чтобы вызвать отклик у зрителя, создать настоящее произведение искусства, этого мало.
Кукла-кофейник победительницы конкурса мастеров Дианы Шульговской и вдохновившая ее картина Петра Фролова из серии «Сбежавшие предметы». |
А авторы «Панны Doll’и» продолжают рассказывать свои истории. Добрые, мудрые и удивительные — люди, много повидавшие, умеют это делать. Ведь для того, чтобы придумать хорошую сказку, часто нужен немалый жизненный опыт.
cultura@sb.by