Природные “барометры”

Общеизвестно, что изменение погоды происходит в определенной последовательности. Например, ненастью обычно предшествуют изменения давления, состояния неба, освещенности. Ряд живых организмов, обладая чувствительными к метеоизменениям органами, своим поведением может сигнализировать о смене погоды.

А какова реакция растений на изменения погоды? Оказывается, она синхронна этим изменениям. Но не опережает их. Хотя в некоторых случаях растения, отзываясь на едва уловимые колебания, с которых начинается изменение погоды, подают нам сигнал. По-своему реагирует на погодные метамарфозы и остальная природа.
Например, сельские жители знают, что перед сильным ненастьем, которое обычно связано с приближением циклона, а следовательно, со значительным понижением давления, в водоемах (колодцах, прудах, ключах) повышается уровень воды: в каналах, на болотах появляются пузыри, слышно “бульканье”; начинает острее ощущаться запах там, где гниют залежавшиеся листья, трава или водоросли. Понижение давления способствует распространению запахов, держащихся обычно у самой поверхности.
Среди моряков широко распространено убеждение о способности чаек предвидеть погоду: если чайки садятся на воду, погода будет хорошей, а если бродят по берегу — испортится. Считается, что если птицы летают над водой, то будет ветрено. Поведение чаек отражает их способность быстро приспосабливаться к сложившейся на данный момент погоде. Когда солнечно, ветер чаще всего слабый. Вода прохладнее воздуха, и над нею нет восходящих токов. Чайки могут летать, только интенсивно работая крыльями. Уставая, охотно садятся на воду. А когда приближается шторм, рыбы уходят на глубину и чайки вынуждены искать пищу на берегу.
Бытует в народе и такая примета: “Если вороны садятся как попало, день будет безветренным, если головами все в одну сторону — с сильным ветром”. Это наблюдение верно лишь отчасти. Действительно, при ветреной погоде вороны, как и другие птицы, заботясь о сохранении тепла и устойчивости, садятся так, чтобы воздушный поток обдувал оперение, не проникая под него, а тело птицы, обтекаемое потоком, оказывало ветру наименьшее сопротивление. Это достигается, если птица сидит клювом против ветра. При безветрии направление, куда обращена голова птицы, значения не имеет. Чуткая реакция птиц на уже сложившуюся погоду принимается за способность к прогнозированию.
Заблуждений такого рода великое множество. Даже в научно-популярной литературе встречаются утверждения, что “существует около шестисот видов животных”, предсказывающих погоду. Думается, что если эту цифру уменьшить даже в десять раз, то и в этом случае до истины будет еще далеко. Правильнее было бы сказать, что более шестисот видов животных так или иначе реагируют на изменение погоды. Поведение нескольких десятков из них позволяет судить о погоде в ближайшие часы. Способность животных “предвидеть” погоду на много дней вперед или даже на целый сезон научными исследованиями не подтверждается.
Широко распространено мнение, что некоторые животные “предчувствуют”, будет ли зима длительной и холодной или нет. И в зависимости от этого, мол, делают запасы на зиму (белки) или оборудуют, утепляют свои жилища (ондатры, бобры). Научно доказано, причем не столько метеорологами, сколько зоологами, что такие утверждения ошибочны. Поведение белок, ондатр, бобров, как и медведей, хорьков и других животных, определяется состоянием погоды сегодня, а не в будущем. И только лишь в той мере, в какой погода поздней осенью определяет характер наступающей зимы, поведение животных может подсказывать характер предстоящего сезона.
Примеров неспособности животных “предвидеть” погоду и связанные с ней условия обитания сколько угодно. Еще свежо в памяти положение, создавшееся зимой 1975 год на белорусских озерах Полесья, где на многие сотни метров были затоплены жилища животных. На помощь им пришли пионеры и комсомольцы. Тогда людям пришлось выручать бобров, попавших в непредвиденную беду.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter