Природа. Храм и мастерская

До конца года будут изменены правила охоты. Вчера Президент распорядился к этому сроку представить проекты соответствующих нормативных документов.
До конца года будут изменены правила охоты. Вчера Президент распорядился к этому сроку представить проекты соответствующих нормативных документов. Нынешнее состояние отрасли он считает неприемлемым. В прошлом году отрасль принесла два миллиарда рублей убытков. Вдвое больше, чем пять лет назад.

В прошлом году "СБ" забила тревогу: идет хищническое уничтожение зверя, браконьеры вконец обнаглели! Наши публикации встретили мощное сопротивление со стороны руководителей БООРа. Но газета не отступила. По материалам "СБ" Комитет госконтроля провел широкомасштабную проверку...

Наши далекие предки выходили на охотничью тропу в поисках пропитания. От успеха единоборства со зверем зависела жизнь... Нынче же нет необходимости искать пищу в лесной чащобе и охота давно превратилась в хобби, причем элитное. Однако истребляется зверье с не меньшим азартом, чем много веков назад. Хотя данные официальной статистики как будто и говорят об обратном. На вчерашнем совещании Президент обратил внимание на парадокс: по всем расчетам, год от года в Беларуси добывается все меньше дичи. Но, вопреки всем законам естественного воспроизводства, диких животных больше не становится. А некоторые популяции и вовсе сокращают численность.

Показательный пример привел Председатель Комитета государственного контроля Анатолий Тозик. На 1 января прошлого года численность обитающих в белорусских лесах диких кабанов оценивалась в 38,5 тысячи. Наука говорит, что естественное увеличение популяции за год должно быть не меньше чем на 100 процентов. Охотники за год добыли порядка 4,5 тысячи особей.

Следовательно, на 1 января года нынешнего численность кабаньего стада должна была вырасти примерно до 68 тысяч, а она не превысила 40,5 тысячи. Логичный вывод из этого может быть лишь один. "Беспредел браконьеров", - заключил Президент. Ясно, что их трофеи в официальную статистику не попадают. Причем, как отметил Александр Лукашенко, "левой" охотой нередко грешат высокопоставленные чиновники. А местные власти проявляют чудеса организаторских способностей в стремлении угодить заезжим влиятельным стрелкам.

Одну из главных причин непорядка в отрасли Президент видит в разрозненности структуры управления ею. Функции влияния разошлись между Минлесхозом, Минприроды и многочисленными арендаторами охотничьих угодий различных форм собственности, крупнейший из которых - общественная организация "Белорусское общество охотников и рыболовов". Каждая структура стремится формировать собственные правила игры, а у семи нянек, как известно, дитя без глазу. Поэтому Президент и ставит задачу: "Мы должны создать стройную, вертикально интегрированную систему управления охотничьим хозяйством. В противном случае повыбиваем всю живность и некого будет даже в зоопарк поставить, чтобы показать внукам, какие здесь жили животные".

Стержень идеи в том, чтобы подчинить все охотничье хозяйство одной структуре. Правительство предлагает Минлесхозу. Но, как заметил Президент, это министерство сегодня и без того переживает период структурного реформирования, и дополнительные функции могут лишь добавить головной боли недавно назначенному министру. К тому же Минлесхоз также имеет организации, которые занимаются охотохозяйственной деятельностью. Поэтому есть риск, что волей-неволей оно займется лоббированием своих ведомственных интересов и формированием более привлекательных условий работы для своих структур в ущерб остальным арендаторам. Словом, окончательного решения по органу, курирующему охоту, пока не принято. Президент поручил Правительству еще раз проанализировать все возможные варианты, а итоговый внести в проект уже упомянутых выше документов.

Кроме того, Александр Лукашенко потребовал при доработке проектов учесть несколько основополагающих принципов. Прежде всего отрасль должна приносить реальные деньги. "Охотничья деятельность - это не сфера социального обеспечения. Это отрасль развлечения и отдыха далеко не бедных людей, - уверен Президент. - Охотник платит за удовольствие. За то, что ему разрешили взять оружие, пройтись по лесу, отдохнуть и, если повезет, добыть дичь. При этом внакладе не должен оставаться и бюджет. Налоговые изъятия от таких видов деятельности должны быть приличными. Эти деньги идут народу".

Особая тема - ответственность за браконьерство. Александр Лукашенко распорядился, чтобы нормы были простыми, ясными, но жесткими. По аналогии с правилами дорожного движения. Попался человек с оружием в не предусмотренном для охоты месте, в неурочный для нее час или без документов - сразу лишение права охоты, а чиновника - еще и права занимать руководящие должности на определенный период. За повторное нарушение спрос должен быть еще жестче. Вплоть до уголовного наказания.

А пока готовятся документы, будет идти работа по организации в каждой области модельных охотохозяйств, на примере которых остальные аналогичные предприятия станут учиться добывать деньги в лесах да на болотах. В Англии, например, охота с ружьем приносит казне более 1,8 млрд. долларов в год. В Швеции - до 200 млн. долларов. И с нашим изобилием зверья в лесах сидеть в убытках как-то даже неприлично.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter