Природа и человек

В рамках международной чернобыльской конференции пройдет фестиваль экологического кино. Третий Минский международный фестиваль экологического кино “Ekafilm”, учрежденный Белорусским союзом кинематографистов, — одна из многочисленных культурных акций, которая проходит в рамках международной конференции “Чернобыль: 20 лет спустя. Стратегия восстановления и устойчивого развития пострадавших регионов”. Комитет по проблемам последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС при Совете Министров Республики Беларусь — заказчик полнометражного фильма “Чернобыльский крест” (студия “Летопись”), премьера которого состоится 21 апреля в малом зале Дворца Республики.

Опираясь на кинохронику, снятую в апреле—мае 1986 года, режиссер Анатолий Алай с коллегами воссоздает атмосферу тех трагических дней, когда Беларусь столкнулась с комплексом социальных, медицинских, психологических проблем, возникших после аварии. Об этом вспоминают ликвидатор Александр Курлович, ученый Александр Багинский и другие. Основное содержание фильма составляет тот огромный опыт познания и борьбы с последствиями беды, который довелось приобретать и правительственным органам, и местным властям зараженных территорий, и науке, и практической медицине.
В конкурсную программу фестиваля вошли и другие ленты, отразившие те или иные аспекты чернобыльских событий и их последствий. Например, в замечательной серии видеолент известного кинематографиста-ученого Игоря Бышнева “Чернобыльские джунгли. 20 лет без человека” зафиксированы наблюдения за поведением животных, обитающих в Полесском радиационно-экологическом заповеднике.
В конкурсную программу “Ekafilm-2006” включено 36 работ из 16 стран Европы, Азии, СНГ. В ряде российских картин откликаются драмы советского прошлого, десятилетиями скрываемые от общественности. Например, в телерепортаже “Специальный корреспондент расследует...” Дмитрий Сотников с помощью документальных свидетельств восстанавливает события 1970—1980-х на территории Ханты-Мансийского автономного округа, где проводились ядерные испытания. Петербургский режиссер Николай Макаров и его коллеги в фильме “Раскинулось море широко, или Время собирать камни” обратились к истории создания Рыбинского водохранилища, погубившего город Мологу и лишившего множество людей малой родины. Ностальгия по родному месту ощутима и в очень хорошем фильме “Охотники студеных берегов” (режиссеры Алексей Вахрушев и Вероника Сотская).
Венгерского режиссера Марсела Золта Тота заботит общепланетарная проблема. В фильме “Ледяной оазис” он прослеживает процессы нарушения хрупкой пищевой цепочки Арктики, что вынуждает обитателей ледяного севера менять привычный образ жизни.
Есть в конкурсной программе несколько картин, рассказывающих о вине человека перед природой и ее искуплении (пусть это и делается с прагматической целью). Одна из них — эстонская картина Аго Рууса “Песни прибрежных лугов”, в которой речь идет о восстановлении лугов, заброшенных на полстолетия.
В качестве режиссера-документалиста Ирина Уральская выступает во второй раз. Фильм-портрет “Ледин” петербуржцев Эллы Короленко и Владимира Пастухова, дань мужеству и таланту Юрия Ледина, киноисследователя фауны Арктики, островов Ледовитого и Тихого океанов.
Жюри фестиваля, возглавляемое известным эстонским режиссером Рейном Мараном, подведет итоги 22 апреля в Доме кино.
В этом году введены две новые номинации: Гран-при за лучший фильм фестиваля и за лучший телевизионный проект. С минувшего фестиваля 2004 года сохранились призы за лучший документальный, научно-популярный (просветительский), анимационный фильм и лучший социальный ролик.
Белорусские зрители смогут увидеть ленты фестиваля на телеканале “Мир”.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter