Природа газа

Одно время очень популярны были рассуждения об этакой философской природе понятия «газ». Чего больше в этом коротком слове: политики или экономики? По большому счету, здесь изрядно намешано и первого, и второго. Однако слова, сказанные недавно Президентом в Пинске, заставляют задуматься и еще об одной стороне вопроса
Одно время очень популярны были рассуждения об этакой философской природе понятия «газ». Чего больше в этом коротком слове: политики или экономики? По большому счету, здесь изрядно намешано и первого, и второго. Однако слова, сказанные недавно Президентом в Пинске, заставляют задуматься и еще об одной стороне вопроса.

Напомню, Александр Лукашенко однозначно заявил, что Беларусь не будет покупать российский газ по ценам выше, чем в Германии. Принять такие условия сделки не позволяет хотя бы уважение к исторической памяти. Конечно, с середины прошлого столетия утекло много воды. Мир не стоял на месте, развивался и, по большому счету, сегодня взаимоотношения между странами и народами иные. Но... «Еще те люди не умерли, которые в одних окопах с россиянами гибли», — заметил Александр Лукашенко. И эта горькая ремарка поворачивает дискуссию о газовой природе в иное русло. Политика политикой, экономика экономикой. Но, оказывается, есть и морально–этическая сторона вопроса, обойти которую не так уж и просто: как это русские братья будут с нами столь прагматично торговать, будто и не было у нас общей жизни и общей истории?

Только не надо, господа, зубоскалить над людскими чувствами! Не все должно меряться рублем и прибылью. У минских политиков, из тех, что постоянно держат фигу в кармане, появилась даже подленькая фразеология: «Ура! Кончилось время, когда «газ давали за поцелуи». Пусть «режим» теперь покрутится...» Ребята, а не стыдно? Ведь это самые обычные белорусы, в верности которым вы распинаетесь, вынуждены будут втридорога платить за свою газовую плиту на кухне! Иногда, думаю, хорошо, что ваши умничанья в сети, эфире и газетах не особенно читают мужчины и женщины на Полесье и в иных местах, куда власть протянула нити газопроводов. Рваными тряпками вас бы отхлестали за проявляемую радость при одной мысли, что «Газпром» теперь задерет цены. Хороши все–таки наши «патриоты», нечего сказать...

Замечу, речь на «газовых переговорах» не идет о простой формуле: дружим, значит — все общее и бесплатное. Все–таки не первый год живем в рынке, и все давно понимают, что отношения на основе сбалансированных взаимных экономических интересов — лучший путь к устойчивому развитию. Баланс этот выстраивался кропотливо. Через заключение многочисленных соглашений, сначала уравнивающих условия работы для субъектов хозяйствования Беларуси и России, затем права граждан обеих стран в ряде сфер. Общая конструкция нормативных основ двусторонних отношений получилась пусть пока не идеальной, но вполне работоспособной. И вот теперь мы неожиданно столкнулись с такой проблемой: из этого строения начинают исчезать кирпичи, которые целенаправленно и бережно укладывались не один год.

Заявления о европейском уровне цены на газ для Беларуси — самый наглядный тому пример. Оторвись стоимость энергоресурсов от российского уровня — и о равных условиях деятельности субъектов хозяйствования можно забыть. Впрочем, до тех пор, пока контракт не заключен, можно говорить лишь о том, что этот кирпич из несущей стены шатается, но еще не выпал. Но тем временем дрогнул еще один. В прессе проскочила информация о намерении России выйти из Соглашения о создании равных условий в области ценовой политики. И хотя белорусский МИД заявил, что прекращение действия этого документа не повлечет существенных изменений в сотрудничестве между двумя странами, все же сам по себе момент настораживающий. Ведь для чего–то он принимался в 2002 году. И очевидно, что среди прочих договоров и соглашений до настоящего времени был одним из элементов правовой базы двусторонних торгово–экономических отношений.

Впрочем, и здесь еще рано говорить о том, что кирпич выпал. Суть соглашения состоит в том, что для осуществления белорусско–российских экспортных операций должны применяться внутрироссийские железнодорожные тарифы. И посол России в Беларуси Александр Суриков заявил, что этот вопрос может быть решен и путем заключения соответствующего соглашения между железнодорожными ведомствами двух стран. Главное — сделать это своевременно.

Есть свои оценки у посла и максимально возможного уровня цен на газ для Беларуси. Решение этого вопроса он увязывает с процессом рыночной оценки ОАО «Белтрансгаз» голландским банком «ABN Amro», на основе которой должно быть принято решение о создании на базе предприятия белорусско–российского СП. В процессе формирования СП, считает посол, никакой речи о повышении стоимости газа для Беларуси до европейского уровня быть не может. Более того, по его мнению, при любых разумных раскладах цена топлива в нашей стране не может быть выше 100 — 120 долларов за тысячу кубометров. Конечно, это значительно выше, нежели сегодня, но и ниже, чем в той же Германии. А ведь совсем недавно из разных источников звучали совсем уж астрономические цифры: и 200, и 250, и даже 300 долларов за тысячу «кубов».

Впрочем, и названный дипломатом верхний предел нет смысла считать окончательным. Если напрямую увязывать вопросы стоимости топлива и «Белтрансгаза», то станет очевидно, что поле для маневра здесь есть. Первый заместитель Премьер–министра Владимир Семашко недавно заметил, что оценка акционерного общества будет вилочной. Иными словами, будет установлена минимальная и максимальная стоимость предприятия. Очевидно, что таким образом обозначатся стартовые позиции окончательного раунда переговоров: продавца — на верхней ступени, покупателя — на нижней. А аргументы, которыми запаслись стороны к дискуссии, должны привести к разумному компромиссу по всем вопросам. И гибкость в определении цены на газ, несомненно, один из них. Причем наиболее важных.

И еще. Недавно посол России в Беларуси г–н Суриков публично высказал мнение, что цена на газ для нашей страны не должна превышать 120 долларов. И сразу же наши пылкие «патриоты» чуть ли не забились в падучей. Если бы смогли, линчевали российского посла. Как так? Вместо того чтобы ставить «режим» на колени, А.Суриков высказывает вполне корректное мнение! Ату его! И быстренько приклеили политический ярлык. Вроде доносика оформили. К сведению министра иностранных дел России. Разоблачили, мол, вредителя. «Посол Суриков забыл, на кого работает» — это заголовок наиболее одиозной статьи одного из «интернет–патриотов», для которого «чем хуже для Батьковщины, тем лучше». Уникальные у нас «патриоты»...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter