О расчетах за лесную продукцию

Природа долга

На долю лесной отрасли приходится около 4 процентов внутреннего валового продукта страны. Это серьезный кусок в общем экономическом пироге. Среди очевидных преимуществ отрасли — хороший потенциал для дальнейшего развития, в том числе и экспортного направления. Мировые тенденции также прочат подъем лесному хозяйству. Однако есть воз и тележка, которые немало тормозят намеченные планы роста. И это — затяжные долги.


Разумеется, дебиторская задолженность тяготеет не только над лесным хозяйством. Любое предприятие сегодня работает с тем или иным довеском неоплаченных поставок. Обычная хозяйственная ситуация. Другой вопрос, что для лесников эта тема стоит достаточно остро. О чем не однажды говорилось вслух на последних ведомственных форумах.

В Министерстве лесного хозяйства, к примеру, констатируют: с 2015 года лесоводы работают в непростых экономических условиях. Из проблемных вопросов самые сложные — снижение цен на продукцию и хронические неплатежи потребителей на внутреннем рынке. Среди классических должников последнего времени — предприятия жилищно–коммунального хозяйства, агропромышленного комплекса и отдельно взятые недавно модернизированные деревообрабатывающие производства концерна «Беллесбумпром».

Однако какова природа долга? Вглядываюсь в лесную карту Гомельской области. К слову, самого лесистого региона страны. Берем древесину, отпущенную на корню. По этой статье просроченная дебиторская задолженность имеется практически у всех лесных предприятий Гомельщины. За исключением двух — Гомельского и Житковичского лесхозов. И вот когда есть место исключениям, автоматически возникает вопрос: почему при равных условиях одним удается работать без шлейфа неплатежей, а другим нет?

Кстати, этот момент не оставила без внимания и прокуратура Гомельской области. Не так давно здесь обобщили результаты работы по уменьшению дебиторской задолженности за отгруженную лесную продукцию. Надо сказать, последние несколько лет органы прокуратуры активно помогают лесхозам освобождаться от хронических неплатежей, решая вопросы через экономические суды. В этом году, к слову, было предъявлено 19 таких исков и заявлений на 297 тысяч рублей. Многие из них уже рассмотрены в пользу лесхозов.

Но вот нюанс, подмеченный прокуратурой. В качестве примера здесь приводят Калинковичский лесхоз. После анализа просроченной дебиторской задолженности этого предприятия районная прокуратура пришла к выводу: она образуется еще и потому, что допускаются различные отклонения от принятых норм. Порой в некоторых договорах не прописываются условия ответственности сторон. Если нет юридического спроса, то таким будет и понимание обязательств. Хорошо, когда партнер — добросовестный и благонадежный, без договора знает, что рассчитываться нужно вовремя. Но бывает и наоборот. Как потом с такими? Опять же при образовании задолженности с опозданием включаются меры по взысканию долга и направлению досудебных требований. Промедлили — накопилось. Забрать свое становится труднее. Чем больше долг, тем проблематичнее его вернуть... Кстати, в этом случае 4 ответственных работника Калинковичского лесхоза были привлечены к дисциплинарной ответственности, а районная прокуратура подключилась к взысканию накопившейся дебиторской задолженности предприятия в 52 тысячи рублей.

Конечно, не все так просто. У рынка свои видимые и невидимые течения. В лесном хозяйстве достаточно внутренних нюансов. Например, есть ситуации, когда продукцию необходимо реализовать именно сейчас, иначе спустя два месяца она уже никому не будет нужна. При таком раскладе, конечно же, не идет речь о предоплате. Но что совершенно очевидно: произвести и продать сегодня — мало. Для того чтобы эффективно работать и развиваться, нужно научиться возвращать долги.

Причем не только возвращать, но и не накапливать там, где это возможно. И здесь, как выяснилось, тоже есть вопросы. Сегодня в рядах хронических должников лесхозов Гомельcкой области значится около десятка коммерческих фирм, которые не вернули 185 тысяч рублей за полученную продукцию. Причем за полгода в этой сумме не произошло никаких изменений. Стоит ли дальше работать с такими партнерами, усложняя финансовую ситуацию, или все–таки рациональнее переключиться на работу с их неплатежами? Вот вопрос, ответ на который отчасти проливает свет на природу долга.

dralukk73@mail.ru

Советская Белоруссия № 191 (25073). Среда, 5 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter