Приплыли...

КГК выясняло, почему в стране не создан морской торговый флот

Почему не создан морской торговый флот?

Заманчивые перспективы рисовали руководители Министерства транспорта и коммуникаций несколько лет назад после принятия на государственном уровне Программы развития внутреннего водного и морского транспорта на 2011—2015 годы. Предусматривалось кардинальное развитие перевозок водным транспортом, его модернизация. Делался акцент на интеграции внутреннего водного транспорта в европейскую водно-транспортную систему. А важнейшей задачей являлось создание отечественного морского торгового флота.

Увы, Беларусь не продвинулась в реализации этих и других проектов, несмотря на то, что ежегодный объем внешнеторговых грузов, подлежащих морской перевозке, — миллионы тонн. Как отметил начальник Главного управления контроля за работой отрасли сферы материального производства Комитета государственного контроля Сергей Ровнейко, только на перевозку калийных удобрений наш экспортер тратит ежегодно более 300 миллионов долларов. Соответственно, развитие собственного морского транспорта позволит не только сэкономить данную валюту, но и зарабатывать, оказывая услуги по перевозкам, экспедированию. Реалии же таковы, что морской торговый флот, который должен был появиться в этом году, так и не создан. Сфера речных перевозок также находится в глубоком застое.

— Приплыли, — констатировал на заседании коллегии Комитета госконтроля его председатель Александр Якобсон. — Не буду скрывать: не ожидал, что столкнемся с такой картиной.

Тревогу и озабоченность Александра Серафимовича разделил заместитель премьер-министра Анатолий Калинин, участвовавший в заседании коллегии контрольного ведомства. Оба руководителя считают, что работа Министерства транспорта и коммуникаций в этом направлении не выдерживает никакой критики.

Никто не утверждает, что создать отечественный морской торговый флот — легкая задача. Но обескураживают, откровенно удручают подходы и способы ее решения, которые продемонстрировали Минтранс и подведомственные ему структуры.

После проверок Комитета госконтроля в этой достаточно компактной «водной» отрасли (она представлена 12 ор-ганизациями, в которых работает около 2,2 тысячи человек) установлено, что из 23 меро-приятий программы, запланированных на 2012 год, не выполнено 10, в том числе по обеспечению перевозки грузов внутри республики, строительству причалов и реконструкции причальных сооружений, модернизации транспортного флота, созданию совместного с иностранным инвестором предприятия по морским перевозкам. В 2012 году не обеспечены предусмотренные программой темпы развития перевозок грузов внутренним водным транспортом (перевезено 4023 тысячи тонн, а планировалось доставить их на треть больше). Модернизированы только два судна транспортного и технического флота вместо четырех. На протяжении 2011—2012 годов не приобретены три современных судна транспортного и технического флота, не достигнуто запланированное сальдо внешней торговли товарами и услугами, не обеспечено реформирование организаций водного транспорта. По сравнению с 2010 годом количество судов в годном состоянии уменьшилось с 508 до 459 единиц, количество эксплуатируемых судов сократилось с 492 до 416. При этом износ основных фондов организаций внутреннего водного транспорта составил около 75 %. При таком положении дел скоро даже при необходимости и желании перевозить грузы по воде будет нечем. Короче говоря, Программа развития внутреннего водного и морского транспорта Республики Беларусь на 2011—2015 годы во многом оказалась протоколом о намерениях.

В числе других не выполняет основную задачу и ОАО «Белорусское морское пароходство», специально созданное для развития национальной транспортной системы и инфраструктуры экспортно-импортных перевозок. Оно занимается оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами, фактически устранившись от профильной деятельности и став нефтетрейдером. За минувший год доля транспортно-экспедиционных услуг в общей выручке предприятия составила менее 1 %.

После проведенных проверок организации водного транспорта уже оштрафованы на сумму 941 миллион рублей. К административной ответственности привлечены 13 должностных лиц организаций на общую сумму 35 миллионов рублей. По итогам рассмотрения данного вопроса коллегия КГК предложила Совету Министров принять меры по стимулированию доставки грузов водным и морским транспортом, рассмотреть вопрос о привлечении должностных лиц Министерства транспорта и коммуникаций к ответственности, рассмотреть работу Минтранса по вопросам развития внутреннего водного транспорта на Президиуме Совета Министров.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter