Приоритеты и подушка безопасности

К 2015 году экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Беларуси должен увеличиться более чем в два раза по сравнению с предыдущей пятилеткой и составить 7—7,2 миллиарда долларов. Прогнозируется, что в 2015 году экспорт молочной продукции составит 3 миллиарда долларов и вырастет за пятилетие примерно в два раза. Поставки мяса и мясопродуктов планируется увеличить в 2,9 раза и довести к концу пятилетки в стоимостном выражении до 1,8 миллиарда долларов. Такое требование содержится в национальной программе развития экспорта. Реально ли выйти на эти цифры? Об этом — беседа корреспондента «БН» с заместителем начальника главка внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Тамарой УСАЧЕВОЙ:

Экспорт сельхозпродукции становится весомым направлением в деятельности белорусского АПК

К 2015 году экспорт сельскохозяйственной продукции и продовольствия из Беларуси должен увеличиться более чем в два раза по сравнению с предыдущей пятилеткой и составить 7—7,2 миллиарда долларов. Прогнозируется, что в 2015 году экспорт молочной продукции составит 3 миллиарда долларов и вырастет за пятилетие примерно в два раза. Поставки мяса и мясопродуктов планируется увеличить в 2,9 раза и довести к концу пятилетки в стоимостном выражении до 1,8 миллиарда долларов. Такое требование содержится в национальной программе развития экспорта. Реально ли выйти на эти цифры? Об этом — беседа корреспондента «БН» с заместителем начальника главка внешнеэкономической деятельности Минсельхозпрода Тамарой УСАЧЕВОЙ:

— Вполне, — говорит Тамара Сергеевна. — Мы здорово выросли по итогам работы за пять месяцев. За этот период, в частности, из Республики Беларусь было экспортировано сельскохозяйственной продукции и продовольствия на 1648 миллионов долларов, или на 31,2 процента больше, чем за аналогичный период 2010 года. Показательно и то, что удельный вес экспорта сельхозпродукции и продовольствия в общем экспорте товаров нашей страны вырос с 11,1 процента в 2009 году до 13,3 процента в 2010-м.

Но ведь экспортный потенциал оценивается не только по отдельным показателям, но и в сравнении с другими экспортерами?

— В этом рейтинге мы тоже выглядим неплохо. Так, по данным ООН, Беларусь занимает четвертое место в мире после Новой Зеландии, Ирландии и Нидерландов по экспорту масла животного, пятое — по экспорту сухого обезжиренного молока (после США, Новой Зеландии, Франции и Австралии) и опять же пятое место — по экспорту сыров, пропустив впереди себя только Францию, Новую Зеландию, Нидерланды и Ирландию.

Говорят, будто белорусский экспорт потому такой заметный, что цены на наши товары ниже, чем у других стран.

— Это не совсем так. Сегодня все кардинально поменялось, мы тоже научились торговать. К примеру, в 2010 году средние цены экспорта из нашей страны сухого обезжиренного молока сложились на 30 процентов выше, чем в США, на 12,5 процента выше, чем в Европейском союзе, и на 17,8 процента выше, чем в Океании.

Масло животное в этот период мы продавали на 24,4 процента дороже, чем Океания, и на 35 процентов дороже, чем США. Правда, с ЕС — на одном уровне.

Наши сыры были востребованы иностранным потребителем, несмотря на то, что стоили на 10 процентов дороже, чем аналогичная продукция в США и Океании, но на 32 процента ниже, чем в ЕС. Сухое цельное молоко мы продавали на 20 процентов ниже, чем в Океании, но на одном уровне с Европейским союзом. То есть значительная часть нашей сельскохозяйственной продукции и продовольствия в 2010 году продавалась за рубеж по более высоким ценам, чем у основных стран-экспортеров, и это обеспечило поступление максимально возможной валютной выручки. Достижение такого уровня цен было обусловлено возможностью беспошлинно осуществлять поставки в Российскую Федерацию, а также благодаря действующему механизму рекомендованных экспортных цен, которые устанавливаются рабочей группой, созданной при Минсельхозпроде распоряжением премьер-министра от 19 июня 2009 года.

— Какова товарная структура экспорта? Что конкретно продают за рубеж наши сельхозпроизводители?

— Прежде всего молоко и молокопродукты с казеином — за пять месяцев 2011 года их доля в общем экспорте АПК составила 44,9 процента. Далее идут мясо и мясопродукты (27,6 процента), сахар и кондитерские изделия из него — 8,9 процента. То есть приоритет нашего экспорта сохраняется именно по данной группе товаров.

— Вы считаете, мы использовали все свои резервы? Почему, например, Беларусь не продает за рубеж льняное масло, а, наоборот, ввозит его?

— В вашем вопросе кроется и ответ на него. Конечно же, в плане экспорта наши сельхозпроизводители использовали далеко не все свои возможности. Можно было бы экспортировать и льняное масло, ведь лен — культура для Беларуси традиционная. Однако белорусские льноводы долгое время были сориентированы на получение льноволокна, а о переработке льносемян речи не шло. В итоге получился такой вот результат. Конечно, это не дело, положение надо менять. К примеру, научились же мы производить рапсовое масло — технологии схожи.

В то же время надо заметить, что по поддельным позициям мы сумели продвинуться вперед. К примеру, в экспорте ржаной муки. В прежние годы он был недостаточно развит, а сегодня, наоборот, выходит на первый план. И это правильно, потому что рожь для нашей республики такая же традиционная культура, как и лен. Однако в одном случае мы сумели использовать свои резервы, а в другом — никак не раскачаемся.

С другой стороны, если говорить об экспорте вообще, то, может, и не стоит «разбрасывать» себя по всем позициям. Наверное, важнее сохранить приоритеты в том, в чем мы сильны. Совершенствовать свой экспорт — расширять и углублять — это другое дело, но не распыляться. К примеру, одной из статей нашего экспорта значатся овощи. Но ведь мы не южная страна, экспортного фурора на овощах не сделаем, сколько бы ни старались. Хотя, конечно, экспортируем и овощи. Но в данном случае речь может идти лишь об овощах, которые характерны для природно-климатических условий Беларуси. Скажем, о капусте. Но вот что мы умеем выращивать хорошо, на том и надо сконцентрировать свой экспорт. Скажем, на картофеле. Спрос на него есть, и он в цене. Но картофелеводы пока не в полной мере используют свои экспортные возможности.

— Хотелось бы узнать, Тамара Сергеевна, о географической структуре белорусского сельскохозяйственного экспорта. Мы по-прежнему ориентируемся на Россию?

— Российская Федерация является основным потребителем нашей сельскохозяйственной продукции и продовольствия. К примеру, за январь—май 2011 года туда было поставлено 85,4 процента всего нашего аграрного экспорта, тогда как в страны СНГ — 9,5 процента, страны дальнего зарубежья — 5,1 процента...

— Но ведь в России в последние годы сельское хозяйство стало развиваться более активно, и не замечать этого при планировании экспортных поставок нельзя.

— Это действительно так. Например, мясо-молочной продукции россияне стали производить больше. Поэтому рынки сбыта своей продукции мы вынуждены искать в других странах. Например, на азиатском и африканском континентах, и в первую очередь в таких государствах, как Алжир, Египет, Бангладеш, Филиппины, Китай. Это, замечу, основные рынки сбыта сухого обезжиренного молока. В этих странах его потребляют в значительных объемах, и мы не можем не воспользоваться такой возможностью. Другое дело, что цены в южноазиатских и африканских странах для нас не всегда приемлемые, и это пока несколько сдерживает нашу активность. Вместе с тем есть и позитивные примеры. В Венесуэлу, скажем, сухое цельное молоко Беларусь поставляет по довольно высоким ценам, в 2011 году к поставке запланировано 16 тысяч тонн СЦМ.

— Какие меры принимает Минсельхозпрод, чтобы активизировать экспорт?

— Во-первых, было бы грех не воспользоваться возможностями, которые открывает перед нашими экспортерами Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана. Хотя эти рынки для нас не новы, но условия взаимной торговли значительно упрощены. К тому же аудитория потенциальных покупателей довольно внушительная — 170 миллионов человек.

Во-вторых, для нас по-прежнему привлекательным остается рынок Европейского союза. Однако белорусским производителям сельскохозяйственной продукции и продовольствия следует помнить о главных требованиях Евросоюза. Например, при производстве молочно-мясной продукции — это контроль за состоянием здоровья животных, соответствие перерабатывающих предприятий требованиям директив ЕС, контроль за остаточным содержанием в продукции вредных веществ.

В-третьих, для повышения эффективности экспорта в настоящее время Минсельхозпродом проводится работа по созданию так называемого стабилизационного фонда. У молокоперерабатывающих предприятий аграрное ведомство будет выкупать излишки продукции, произведенной в летний период, чтобы зимой продать их по более высокой цене.

Безусловно, только названными направлениями наша работа по активизации экспорта не ограничится. Будем использовать и другие подходы. Но цифры по экспорту, которые определены на 2015 год, должны быть обязательно достигнуты, ведь привлечение в страну валюты — это своеобразная подушка безопасности для нее.

Олег ШВЕДОВ, «БН»

Фото Николая ВОЛЫНЦА «БН»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter