Приоритет – социальным программам

Российский бюджет в новых условиях 15 апреля был принят проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» во втором и третьем чтениях. Особенности нового финансового документа комментирует председатель Комитета Госдумы по бюджету и налогам Юрий ВАСИЛЬЕВ.

Новый вариант федерального бюджета на 2009 год формировался Правительством с учетом нынешних реалий экономической ситуации в России. Хочу сразу отметить,  что благодаря грамотным и своевременным действиям Правительства  удалось в значительной степени предотвратить разрастание кризиса, его переход в формы, угрожающие основам функционирования экономики. Главное достоинство нового антикризисного плана в том, что неприкосновенными остались денежные суммы на финансирование социальных обязательств государства перед своим народом. В этом отношении Россия, в отличие от многих европейских стран, увеличивает, а не сокращает государственные расходы на социальные цели. Одни только пенсии  у нас возрастут на 37 процентов. В числе приоритетов назову и  меры по снятию напряженности на рынке труда. Это – профессиональное обучение работников, создание временных рабочих мест, организация переезда увольняемых в другую местность, поддержка малого бизнеса. Отмечу и новые возможности использования средств материнского капитала на погашение кредитов, в том числе ипотечных. А также решение задач по  обеспечению жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. Всего же на финансирование антикризисных мер выделено 1378,5 млрд рублей.
Впервые за последние годы федеральный бюджет будет сформирован со значительным дефицитом в 3 трлн рублей, покрытие которого будет осуществляться за счет средств Резервного фонда. Резервный фонд в этих условиях стал стабилизатором всей бюджетной системы страны – и доходов, и выполнения всех принятых государственных обязательств.
Сокращение бюджетных расходов проведено избирательно на общую сумму 943 млрд рублей, в основном за счет снижения инвестиционных расходов, сокращения расходов на содержание государственного аппарата и даже силовых ведомств.
 В ходе работы над законопроектом ко второму чтению в комитет поступило 292 поправки, из них поддержано 165 и отклонено 127. Действительно, сейчас больше чем когда бы то ни было требовалось убедить оппонентов не делать резких движений, не разрушать созданную Правительством бюджетную конструкцию. И те 50 миллиардов рублей, которые, не изменяя основных параметров, были перераспределены по предложению депутатов при подготовке проекта ко второму чтению, – это все, что сейчас можно себе позволить. 20 миллиардов выделено на финансирование федеральной целевой программы «Жилище». Эта сумма была взята из тех 300 миллиардов рублей, что предназначались банковскому сектору. 600 миллионов рублей, опять же по многочисленным просьбам трудящихся и народных избранников, удалось направить на выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство учителям, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В проекте бюджета на 2009 год предлагалось сократить расходы федерального бюджета на строительство дорог на 118 млрд рублей, из них по федеральным – на 32 процента, а по региональным – на 36,8 процента. Считаю, что подобное сокращение расходов неоправданно. Ведь дорожное строительство – это отрасль экономики, обеспечивающая формирование инфраструктуры страны, способствующая расширению внутреннего спроса. Не надо забывать при этом, что дорожное строительство создает дополнительные рабочие места и тем самым реально увеличивает доходную часть региональных бюджетов. На заседании комитета остро обсуждался вопрос о сокращении субсидий бюджетам субъектов на строительство, реконструкцию и содержание автомобильных дорог регионов. В результате мы вышли на следующий механизм решения этого вопроса: из 150 млрд рублей, предназначенных на предоставление бюджетных кредитов для регионов, предлагается выделить на цели дорожного строительства 25 миллиардов рублей. Бюджетный кредит будет предоставляться на три года, под одну четвертую ставки рефинансирования Центробанка. При этом регион сам будет решать, достраивать ему мост или вложить деньги в ремонт и содержание автомобильных городских или региональных дорог. Образно говоря, это кредиты окрашенные. На иные цели, кроме целей дорожного строительства, содержания и реконструкции, они не могут расходоваться.
Депутаты фракции «Единой России» предложили включить в проект постановления пункт, согласно которому было рекомендовано Правительству при условии  улучшения экономической ситуации и поступления в 2009 году дополнительных доходов сверх суммы, установленной статьей 1 федерального бюджета на 2009 год, увеличить расходы  на реализацию приоритетных направлений государственной политики.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter