Криптовалюты: запрещать или писать под них законы?

Принять за чистую монету

Ажиотаж вокруг криптовалют напоминает золотую лихорадку в Калифорнии в середине XIX века. Но если тогда старатели были “вооружены” кирками и рамами, то их нынешние “коллеги” скупают видеокарты и запускают вирусы, заставляющие чужие компьютеры добывать виртуальные монеты. Впрочем, чему удивляться: сейчас за 1 биткоин дают почти в три раза больше, чем за тройскую унцию золота. Есть над чем подумать. Особенно если учесть, какую власть дает выпуск денег. И если раньше этим занимались лишь государства, то сегодня доступ к “печатному станку” получил практически каждый. Конечно, пока криптовалюты — явление отчасти маргинальное: здесь есть и мошенничество, и криминал. Однако по мере расширения технологии взгляды правительств все пристальнее устремляются к цифровым деньгам, которые сегодня возникают будто из ниоткуда. Долго ли это продлится?

Фото Рейтер

Еще в 2014 году в России планировали запретить биткоины. Сейчас риторика изменилась: виртуальные деньги могут признать к 2018 году. По этому пути уже пошла Япония: весной страна легализовала биткоин и “эфир”. К опыту Страны восходящего солнца присматриваются в Южной Корее, а Федеральный совет Швейцарии вовсю занят разработкой правового статуса криптовалют.

В то же время есть страны, решившие действовать по жесткому сценарию. Под запретом компьютерные дензнаки оказались в Бангладеш: менять законодательство здесь не стали, но подвели биткоин под уже существующие нормы. Схожим образом поступил и Центробанк Боливии.

Какой бы путь ни выбрало государство, очевидно одно: правительства стремятся взять виртуальные деньги под контроль.

И это вполне логичный шаг. Добыча биткоинов, “эфиров”, лайткоинов перестала быть невинным хобби технарей, верящих в светлое цифровое будущее. Сравнительно легкий и быстрый заработок привлек в эту сферу многих. Выглядит все действительно просто: компьютеры решают математические задачи, а их владельцы за это получают плату в виде криптоденег.

Впрочем, “производственная” часть так бы и оставалась уделом энтузиастов, если бы не финансовый аспект. Взять биткоин: с начала года до середины июня его стоимость выросла примерно с 1000 до 3000 долларов. Затем курс резко понизился — до 2500 долларов. Сейчас снова бьет рекорды, уходя за отметку 3000 долларов.

Рыночный аналитик Эллиот Прехтер предсказал взлет биткоина еще в 2010 году, когда его стоимость составляла всего шесть центов. Но сейчас он прогнозирует закат цифровых денег. Экономист Игорь Березняцкий уверен — для государств это повод задуматься:

— Допустим, наш гражданин вложил все свои сбережения в некую криптовалюту. А ее курс внезапно рухнул. Наш соотечественник потерял все накопления, когда, будь они в нашем банке, они шли бы на кредиты отечественным предприятиям или на покупку товаров внутри страны. Иными словами, это вывод финансов.

Масло в огонь подливает тот факт, что криптовалюты — децентрализованные системы. На их выпуск не могут повлиять ни банки, ни правительства. Этому биткоины и иже с ними обязаны технологии блокчейн. Описать ее суть можно через аналогию с традиционной финансовой системой. Банк аккумулирует деньги от тех, кто готов предоставить заем, и распределяет их между теми, кто хочет их получить. Вся информация записывается в регистрационный журнал — его ведет сам банк и он доступен только ему. С криптовалютами иначе. Учетный регистр ведут все пользователи системы. Он находится в открытом доступе и одновременно хранится на компьютерах всех “криптовалютчиков”. Машины вносят в него новые данные, попутно проверяя прежние записи (те самые математические задачи).

Исходя из этого, другой сценарий, где криптовалюты остаются в цене, тоже может быть не самым удачным. Зампред правления Совкомбанка Сергей Хотимский в колонке в Forbes пишет:

— Чтобы оценить возможные последствия перехода с обычных денег на криптоденьги, нужно сравнить Великую депрессию и Великую рецессию в США. Кризис 1929 года не залечился, по сути, пока Вторая мировая война не унесла десятки миллионов жизней. А вот кризис 2008-го фактически не доставил миру больших хлопот в историческом масштабе. Причина проста: в этот раз не существовало золотого стандарта и центробанки всего мира впрыснули в глобальную экономику огромный объем новых денег, которые потушили пожар плохих долгов.

Даже те государства, которые, на первый взгляд, лояльно относятся к криптомиру, не полностью принимают его наработки. Та же Япония: чтобы расплатиться в легализованных биткоинах, компании и частные лица обязаны прибегать к услугам зарегистрированных пунктов обмена. Так что вряд ли криптовалюты составят серьезную конкуренцию йене.


Многие государства изъявили желание использовать технологию блокчейн. Но и здесь не обойдется без участия государства. К примеру, наш Национальный банк создал на основе технологии блокчейн информационную сеть, которая может использоваться для решения широкого спектра задач. Механизм саморегулирующийся, но администрировать сеть в нашей банковской системе будет расчетный центр Национального банка.

Что же делать с неподконтрольными биткоинами и еще несколькими сотнями криптовалют? Финансовый аналитик Александр Муха говорит, что здесь нужен пускай и нежесткий, но контроль:

— На мой взгляд, нам стоит создать комфортные условия для конвертации биткоинов в обычные валюты с использованием отечественных платежных систем, но с соблюдением определенных требований и предупреждением о рискованности таких вложений. Создание этой системы позволит сделать прозрачными ряд операций с биткоинами, которые совершают наши граждане. Возможно, даже есть смысл дополнительно создать собственную белорусскую площадку для торговли криптовалютами для тех, кто готов раскрыть личные данные при регистрации в биржевой системе. Это позволило бы обезопасить добросовестных граждан от действий недобросовестных лиц. Кроме того, это важный момент и с точки зрения налогообложения, и с точки зрения работы правоохранительных органов.

Что же касается более глобальных перспектив — это дело времени. Нынешняя финансовая система формировалась не одно десятилетие. И хотя в эпоху высоких технологий все процессы развиваются куда быстрее, спешить не стоит, уверен эксперт:

— Биткоин — это феномен, который еще предстоит изучать. Сейчас он быстро развивается. Важно, чтобы это не навредило нашей валюте. В отдаленном будущем биткоин может стать универсальным мировым платежным средством. Госорганам нужно это учитывать и делать шаги навстречу, но очень аккуратные и последовательные. Для начала — перевести операции с биткоинами в цивилизованное русло и посмотреть, насколько наше население и бизнес в этом заинтересованы.

Рассуждать о будущем криптовалют можно долго. Но факт остается фактом: они уже оставили свой след. Однако здесь важно понимать: любая финансовая система строится на доверии. А оно пока по-прежнему принадлежит государству, а не голым математическим расчетам. И с этим нужно считаться.

Будь в курсе


Криптовалюта (сrypto с греч. “тайный”) — это цифровая валюта, основанная на шифровании и криптографических методах защиты. Сами по себе операции и переводы между кошельками на виду, но кому принадлежат виртуальные портмоне — неизвестно. Равно как сохраняется и анонимность тех, кто такие деньги выпускает: принцип появления цифровых монет заключается в том, что компьютеры получают вознаграждение за определенные вычисления. В теории эти самые компьютеры могут принадлежать кому угодно. Соответственно, о контроле над объемом эмиссии речи не идет: нельзя предугадать, сколько монет будет выпущено, может быть лишь верхняя планка, заложенная самим алгоритмом.

gavrusheva@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter