Действительно ли соглашение с Турцией спасительно?

Принципы в обмен на мигрантов

Действительно ли соглашение с Турцией спасительно для Европы?
Вот только не говорите мне о принципах. Если хотите, называйте меня идеалисткой, но я крепко держалась веры в то, что они есть и у политиков. Смеетесь? Правильно делаете. Ангела Меркель разбила мне сердце.

Конечно, вокруг нее много других политиков, которые решают в первую очередь тактические, а не стратегические задачи (хотя чаще всего в наличии хорошей тактики при отсутствии внятной стратегии обвиняют российского Президента). Политиков, озабоченных ближайшими выборами (а ведь озабочены все), всегда было много. Но именно Меркель разбила мне сердце: сначала пригласила мигрантов в Германию, а потом — раз! — и захлопнула перед ними двери. При этом старательно делает вид, что в ее политике открытых дверей ничего не изменилось, а сама она — та прежняя Ангела, с которой успевшие добраться до Берлина сирийцы делали селфи (немецкая пресса опубликовала несколько историй о том, как эти фотографии изменили людям жизнь — всегда к лучшему).

В общем, мне больше нравится венгерский премьер Орбан. Вы можете сколько угодно обвинять его в нарушении прав человека за то, что он быстренько построил забор на границе, чтобы оградить свою страну от мигрантов, но он хотя бы никого не обманывал: ни к себе не приглашал, ни европейским политикам обещаний не давал. А политические обещания — материя тонкая. А где тонко... Сами понимаете: рвется. Бывает, что с треском. Именно с таким треском и звоном разбитых надежд и невыполненных обещаний миграционная политика ЕС разбивается о турецкие берега.

Европейский союз и лично Ангела Меркель хлопают в ладоши: нам удалось договориться, теперь Европа спасена от потока людей, бегущих от войны, и от людей, ищущих новой жизни (то есть мигрантов экономических). Многие политики высказываются на этот счет куда осторожнее. Большинство правозащитных организаций от соглашения между ЕС и Турцией если не в шоке, то в состоянии, к нему очень близком. Одни называют его «историческим ударом по правам человека», другие — «позором Европы». Называют и «торговлей людьми» (одного нелегала сдал в Турцию, одного легализованного из Турции принял, Турции за всех заплатил), а лагерь для беженцев Идомени на греко–македонской границе сравнивают с концлагерем. Дожили...

К тому же Турция отнюдь не выглядит светочем демократии и оплотом прав человека. Вспомните гонения (если не сказать войну) на курдов или участившиеся случаи нарушения свободы СМИ. Но Европе сейчас не до курдов и турецкой прессы — ей нужно решать свои тактические задачи. О том, что это создает очень нехороший прецедент, думать не хочется. И не думают. Но если о проблеме просто не говорить, означает ли это, что она возьмет и исчезнет? Вряд ли.

Но самый главный вопрос для фрау Меркель: оно того стоит? Действительно ли соглашение с Турцией спасительно? Что, и вправду остановит поток мигрантов? Пока этого наверняка никто не знает, но скептиков все же больше. Хотя бы потому, что «балканский маршрут», начинающийся в Турции и идущий через Грецию — тот самый, который сделка между ЕС и Турцией должна закрыть, — не единственный. Ведь есть еще африканский — из Ливии в Италию. «Закроют» Турцию — Грецию, снова активизируются Ливия — Италия. А с Ливией никто соглашений, подобных турецкому, заключать не будет: там и правительства–то дееспособного и несущего ответственность за территорию всей страны практически нет. Есть ли в этом вина европейцев? Несомненно. Способны ли они в этом признаться? Вряд ли.

Миграционная проблема для Европы — не новость. О том, что люди с севера Африки скоро приедут в Европу в поисках лучшей жизни (не путайте их с беженцами), некоторые немецкие политики предупреждали свое правительство еще десять (!) лет назад. Тех политиков уж нет, а фрау канцлерин решает «неожиданные» проблемы (она, кстати, и десять лет назад была канцлерин).

Согласно данным ООН, с января в Грецию из Турции въехали 144 тысячи мигрантов, в основном сирийцы, иракцы и афганцы. В марте ежедневно приплывали 1.100 человек. Теперь все они подлежат высылке в Турцию, что является нарушением Женевской конвенции, которая требует рассматривать заявления беженцев в индивидуальном порядке. Массовая депортация, как предполагается, начнется уже 4 апреля. Сейчас ожидают прибытия в Грецию 2.300 специалистов из ЕС (в том числе переводчиков), которые будут заниматься этим процессом.

Турки между тем ликуют и готовятся к отмене виз с ЕС (а кто поручится, что по турецким паспортам туда не проникнут террористы или те же нелегальные мигранты: если сегодня они за недорого покупают сирийские паспорта, то почему завтра не смогут купить турецкие?). Европа сдает принципы и сдается сама. Конец истории?

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 55 (24937). Пятница, 25 марта 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter