Принципиальный самородок

Артемий Якушев

Артемий Якушев

 

На отборочный тур конкурса классической музыки «Евровидение–2010» могилевчанину Артемию Якушеву посоветовала поехать мама. Не зря. На пресс–конференции в Минске заместитель председателя Белтелерадиокомпании, являющейся организатором национального отборочного тура, Александр Мартыненко так отозвался о могилевском валторнисте: «Конкурс открыл талант, какого в Беларуси не было последние 60 лет». Шестнадцатилетний Артемий вышел в финал, попал в число претендентов на поездку в Вену, где в мае состоится само действо. И хотя после выступления ему предложили перебраться в Минск, Якушев решил продолжить учебу в Могилевской гимназии–колледже искусств. Там мы и встретились.


— На отборочном туре очень волновался: конкуренция сильная, — признается Артемий. — И, конечно, обрадовался, что мои способности оценили. А переехать мне предлагали не только в Минск. Преподаватель Московской школы–колледжа имени Гнесиных интересовался, не хочу ли я у них продолжить обучение. Я отказался. Хоть я и родился в Архангельске, в Могилев переехал совсем маленьким и считаю этот город родным. Здесь мама, бабушка, друзья, педагог Михаил Басин, которому я очень благодарен за помощь и поддержку.


Именно благодаря Басину Артемий стал играть на валторне. Ученик обычной могилевской школы, он до 3–го класса музицировал на флейте. «Занимался музыкой наравне с другими детьми, — вспоминает его мама Елена Петровна, — пока завуч, заметив способности Артемия, не посоветовала мне перевести сына в гимназию–колледж искусств».


Играть Артемий по–прежнему хотел на флейте. Но Басин — первый педагог, с которым мальчишка познакомился в колледже и к которому сразу проникся симпатией, — объяснил, что набор в группу флейтистов уже завершен. Якушев согласился переучиться на трубача, но и тут его ждало разочарование: «Мест нет». В итоге записался в класс игры на тромбоне. Так он тогда думал. А когда приступил к учебе, выяснилось, что играть будет на валторне.


— Я тогда даже не представлял, что это за инструмент! — смеется Якушев. — Но полюбил его быстро. Хотя проблем он мне доставил немало. Помню, после колледжа притащил его домой, только начал играть, — в комнату вбегает перепуганная бабушка: «Что это за звук, будто слон трубит?!» Соседи тоже были не в восторге. Жаловались участковому. Вынужден был оправдываться, мол, не хулиганю я, музыкой занимаюсь!


Человеку, влюбленному в музыку, мечтающему о карьере валторниста, упражняться надо много. Желательно — на профессиональном инструменте. У Артемия — учебный. «Валторны, как, впрочем, и другие инструменты, бывают профессиональные и учебные, — объяснила директор Могилевской гимназии–колледжа искусств Людмила Мищенко. — У нас валторна учебная. Ей уже 6 лет. Играет на ней один Артемий. А на баянах, аккордеонах — по 2 — 3 человека. Инструментальную базу мы не обновляли несколько лет. А раньше делали это ежегодно, и она у нас по сравнению с другими аналогичными учебными заведениями страны довольно неплохая. Но все же инструменты изнашиваются, а приобрести новые не можем. Учебная валторна стоит тысяч 6 долларов, профессиональная — 10 — 15. Но дело даже не в деньгах. Года полтора назад хотели купить итальянский инструмент, но выяснилось, что импортные товары нам приобретать запрещено. А у нас в стране их не делают! Очень надеюсь, что после согласований с облисполкомом и Министерством культуры вопрос все же решится. Таланты надо поощрять, а Артемий, несомненно, талантлив. Не раз побеждал на престижных форумах: Гран–при на VIII Международном детском конкурсе «Музыка надежды» в 2008 году в Гомеле, первая премия на Открытом всероссийском конкурсе молодых исполнителей на духовых и ударных инструментах имени Большиянова в Краснодаре, первая премия на Международном конкурсе во Львове... Но талант — это тяжелый труд. И хотя еще год назад декан оркестрового факультета, профессор Белорусской государственной академии музыки, заслуженный артист Беларуси Владимир Будкевич признался, что хоть сегодня забрал бы Якушева к себе, думаю, Артемий пока не созрел для академии. Вот подтянется по таким предметам, как сольфеджио, гармония, музыкальная литература, русский язык, английский, история Беларуси, тогда пусть поступает. А пока для него валторну купим.


О профессиональном инструменте Артемий мечтает давно. «На моем хорошо учиться играть. Но для выступления на международных конкурсах эта валторна слабовата, — сетует парень. — Профессиональная звучит куда ярче, чище». Купить сыну валторну мама Артемия не может. Зарплата у медсестры — она работает в Могилевской больнице № 1, — небольшая. Но Елена Петровна открыла мне секрет: «Артемий с 14 лет работает в городском оркестре, копит деньги на валторну. Мы с бабушкой поможем. Конечно, на новый профессиональный инструмент не соберем, но на «бэушный», надеюсь, получится».


Доцент Белорусской государственной академии музыки Владимир Тарашкевич, который вот уже несколько лет консультирует Артемия, тоже верит, что у парня все получится: «Он очень перспективный. Конечно, можно было бы переманить его в Минск. Но, думаю, пока не стоит. Одного такого провинциала уже забрали. А он до уровня других талантливых студентов недотягивает. Пусть пока поживет в Могилеве. Тем более что и колледж, и педагоги там замечательные».


То, что подтянуться надо, Артем осознает. Но уверяет: «Даже если бы учился на одни «десятки», не бросил бы свой колледж. Прошлой осенью в Москве на Международном конкурсе духовиков имени Докшицера я прошел 2 отборочных тура из трех. И очень доволен. Ведь из огромного количества претендентов — сплошь студентов консерваторий и магистратур, в том числе и белорусов, даже до второго добрались немногие. А в нашем колледже полно талантов, которые не раз побеждали на престижных конкурсах».


...Павел Кундянок — один из первых стипендиатов специального фонда Президента Беларуси по поддержке талантливой молодежи — окончил Московскую консерваторию имени Чайковского, сегодня — первый гобой знаменитого симфонического оркестра Мариинского театра Санкт–Петербурга. Иван Филиппов — первый гобой оркестра Национального академического Большого театра оперы и балета Беларуси. Маймуна Дико — первая скрипка Президентского оркестра Беларуси... Выпускники Могилевской гимназии–колледжа были востребованы всегда. Воистину говорят: успеха добивается тот, кто к нему стремится.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter