Принципиальная откровенность

По традиции депутаты задали Президенту несколько вопросов. Диалог получился интересный, актуальный и, разумеется, очень серьезный
По традиции депутаты задали Президенту несколько вопросов. Диалог получился интересный, актуальный и, разумеется, очень серьезный.

Депутат Михаил Поплавский адресовал Президенту сразу два вопроса. Один глобальный — по поводу внесения в законопроекты норм ужесточения наказаний за правонарушения. «Вместе с тем, как показывает правоприменительная практика, суды практически не назначают наказаний по верхнему предусмотренному пределу. Существует много статей, в которых неоправданно завышены нижние пороги санкций. Вместо усиления работы по профилактике и других мер предлагается, как правило, ужесточение наказаний, не ведущих в итоге к снижению правонарушений. Стоит ли и дальше идти по этому малоэффективному пути?» — спросил парламентарий и задал еще один вопрос. Локального, если так можно выразиться, характера. О поддержке санатория в Рогачеве, в котором на основе местных сапропелей некогда было организовано эффективное лечение многих, в том числе гинекологических, заболеваний.

— Я действительно не могу поддержать формальное ужесточение уголовной ответственности, — ответил Президент. — Но не думаю, что в судах существует какая–то тенденция — наказывать по максимуму. Проблема в том, чтобы юридически четко разграничить незаконные деяния тех или иных субъектов. Есть преступления, за которые действительно надо увеличивать и сроки, и ответственность.

Но косвенный упрек судам Президент поддержал, напомнив, что именно он подписывает их решения о применении исключительной меры наказания. «Это самая тяжелая для Президента работа, — откровенно сказал Александр Лукашенко. — Но когда читаешь эти дела, знаете, страшно становится. Особенно когда речь идет о многочисленных совершенных убийствах. А наши судьи? Они страхуются, упрощают, назначая иногда наказание, как у нас часто говорят, ниже низшего предела». Такая тенденция в судебной практике, по мнению Президента, действительно просматривается и ее необходимо анализировать. В том числе и депутатам. Ведь именно они принимают законы. Что же до профилактики преступности, то здесь Президент резонно напомнил: «Мы этим занимаемся. Но у нас цивилизованная нация, 99,7% образованных людей в Беларуси. Они понимают, что можно, а что нельзя делать. Понимают, но делают».

С вопросом о рогачевском санатории Президент пообещал разобраться. Но при этом обратил внимание парламентариев, что за этой частной проблемой стоит большой вопрос государственного масштаба: «Бесплодие женщин не оттого, что в Рогачеве плохо функционирует этот санаторий. Существует целый комплекс социальных, медицинских и иных проблем. Вы знаете, что я уже десятилетие занимаюсь этим вопросом, начиная от реконструкции нашей основной гинекологической республиканской больницы, где мы создали все условия для лечения людей. Но главное ведь — профилактика. Главное — не заболеть...»

Однако это уже тема отдельного разговора о демографической ситуации в стране и ее своим вопросом развил депутат Иван Мычко:

— Считаете ли вы возможными меры дополнительной поддержки женщин и молодых семей при рождении уже первого, а затем и второго ребенка? Например, получение беспроцентных ссуд и кредитов в банках на содержание и воспитание детей, предоставление так называемого безналичного материального капитала на будущее образование ребенка или на строительство жилья?

Согласитесь, идея актуальная, проблема острая. Но в жизни не все так просто, если сопоставлять намерения с возможностями. Президент оценил ее так:

— Мы сейчас как раз занимаемся этой сложной проблемой. Знаете, самое важное здесь, извините меня за непарламентское выражение, не «ляпнуть языком», а потом ничего не сделать. Мы должны четко и всесторонне определиться, что должны сделать прежде всего для многодетной семьи. Я пока не ставлю вопрос о семьях с одним ребенком либо двумя. Но что–то мы предпримем и в этом направлении. Один ребенок — хорошо. Два — лучше. Но от этого существенного прироста населения еще не будет. А нам надо сильно его стимулировать. Нам нужно трое и больше детей в семьях. Вот здесь мы будем многодетным семьям предоставлять существенные льготы. Хотя они тоже не будут безмерными. Чтобы не сделать иждивенцами отца и мать. Ведь прежде всего родители должны заботиться о детях. Государство должно и будет помогать. Нам надо решить основную проблему — жилье. Для семей, где трое, четверо, пятеро детей, — обязательно. Но я очень осторожно об этом говорю. Повторяю: идет серьезная и всесторонняя проработка этих вопросов. Мы просчитываем: что можем сделать конкретно? Хотя я не думаю, что так уже все женщины начнут интенсивно рожать, что у нас даже денег не хватит, если мы объявим какую–то существенную помощь или даже будем выделять в первоочередном порядке квартиры семьям, где есть трое и больше детей. Но то, что вне очереди надо давать этим людям квартиры и льготировать их стоимость вплоть до бесплатных, допустим, на пятерых детей, — факт! Вот эти основные жизненные вопросы надо решить. Мы ваше предложение рассмотрим. Я боюсь конкретно что–то обещать, чтобы потом не сказали: вот обещал и не сделал.

Неожиданное развитие тема детей и родителей получила в вопросе депутата Анны Буровой. Она предложила по примеру праздника Дня матери учредить и День отца. Парламентарий сослалась на опыт стран, где такой день отмечается. «В этот праздник дети в школах, детских садах готовят для пап подарки, проводятся спортивные и игровые конкурсы среди семей. В Норвегии, например, в этот праздник все папы ходят со своими детьми в зоопарк бесплатно. Это воспитание папы. Общественное признание важности роли отцов», — воодушевленно делилась мыслями депутат...

— Хорошая идея, Анна Николаевна, — ответил Президент, переждав веселую реакцию зала, и добавил: — Подумаем вместе. Проблема обострена, вопрос поставлен.

У депутата Ольги Абрамовой к Президенту было сразу четыре вопроса. Сначала она поинтересовалась возможностью конструктивного диалога о перспективах развития страны между властью и политической оппозицией. Хотя отчасти она ответила на него сама, рассказав, что после выборов, в ходе дебатов на «Радио «Свобода», сделала такое предложение одному из лидеров БНФ. Абрамова вызвалась стать «посредником» в организации такого диалога при условии признания оппозицией фактических итогов выборов, обращения к западным партнерам с призывом о прекращении практики санкций против Беларуси, делегирования своих экспертов для сотрудничества с Правительством. «Это предложение было немедленно отвергнуто, а затем меня буквально «размазали по стенке» на оппозиционных сайтах и в газетах», — поделилась депутат неудачным опытом выстраивания конструктивного диалога с оппозицией.

— Если бы это была настоящая, ответственная оппозиция, — как бы размышляя вслух, ответил Президент. — Вот вы для меня оппозиционер. Я что, с вами диалог не веду? Открыто веду. У вас своя точка зрения, порой весьма оппозиционная по некоторым вопросам. По некоторым она совпадает с моей. Но мы же с вами разговариваем. Я вообще человек, который воспринимает, понимает и любит диалог, спор. Поэтому мы готовы к диалогу с оппозицией, которая ставит перед собой нормальные цели, хотя имеет иные точки зрения. А цель одна — народ, наше государство. Сохранить государство, сохранить народ. Других целей быть не может.

Вы им предлагаете разговаривать, но они сразу отвергают. А знаете, почему? С ними диалог невозможен. Невозможен по той причине, что, как только они попытаются вступить в конструктивный диалог с властью, они немедленно лишатся своего политического бизнеса. Вы, Ольга Михайловна, прекрасно понимаете — им платят деньги не за то, чтобы они вели диалог с властью и думали об укреплении государства. Вы им предложили невозможное. Ведь как только они признают итоги выборов, уже и диалога никакого не надо. Их никто на Запад не пустит, никто денег не даст. Они ведь «задуманы» для иного... Поэтому они на нормальный диалог никогда не пойдут...

И Президент напомнил о недавних событиях, когда после завершения президентских выборов власть сделала все, чтобы избежать прямой конфронтации и крови. А те, кто называет себя оппозицией, — сделали все, чтобы эта кровь пролилась. Зачем? Чтобы отработать гонорар зарубежного «дядьки». Не вышло...

Логичным продолжением политической темы стал вопрос о проблемах некоторых оппозиционных изданий с производством и распространением. На этот счет Президент ответил, что распоряжений чинить им какие–либо препятствия руководство страны не давало. Если же дело, как уверена Абрамова, обстоит иначе, ситуация будет еще раз тщательно проверена.

— В чем конкретно состоят реальные преимущества для Беларуси от заключения стратегического партнерства с Китаем? — задала очередной вопрос Ольга Абрамова.

— Китай — растущая страна. За ней будущее! Все это понимают. И я как Глава государства горжусь стратегическим партнерством с такой страной! — прямо сказал Президент. — Мы сегодня заявили о том, что наши интересы там, в этой растущей экономике. Китайцы это положительно восприняли. А принимает Китай не всех. Нас принял. Я уже не говорю о той поддержке на международной арене, которую оказывает нам Китай. Нет той организации, где бы китайцы нас не поддержали. Конечно, и мы их поддерживаем. У нас единая точка зрения по многополярности мира, по другим вопросам. Поэтому я считаю, что вот это стратегическое партнерство очень важно не только для нас с вами, нынешних политиков, руководителей страны, но и тех, кто придет за нами.

Ответ на вопрос о Китае Президент расширил, отметив, что добрые отношения Беларусь выстраивает и с другими сильными государствами и быстро растущими регионами. Прежде всего с Россией. Крепнет партнерство с Индией, со странами арабского мира и Латинской Америки, многими другими государствами. «Говорят: изолировали Беларусь. А я говорю: «Нет!» Какая тут «изоляция»? Особенно для нашей динамичной экономики?» — подытожил Президент.

На четвертый вопрос Александр Лукашенко ответил кратко. Депутат поинтересовалась возможностью публикации законопроектов в Интернете до прохождения второго чтения в Парламенте. Это позволит обсуждать их более широко, с участием общественности. Президент сказал, что на этот счет решение уже принято, законопроекты публикуются на сайте Национального центра правовой информации.

Депутат Василий Хрол, выйдя к микрофону, в очередной раз напомнил о своем предложении сделать нерабочими вторые дни католической и православной Пасхи. Президент ответил, что этот вопрос рассматривался не единожды. Но при такой постановке вопроса надо решать, какие праздники убирать: «Уважаемые друзья, мы японцев в пример ставим, а у тех отпуск 10 дней в году и праздников практически нет. А мы все празднуем, празднуем и празднуем. Поэтому давайте подумаем так, чтобы хотя бы сохранить нынешний баланс. С постановкой вопроса я согласен, но, как вы понимаете, здесь надо подумать очень серьезно».

Следующим слово взял сенатор Николай Чергинец. Он высказал мнение, что антибелорусские выпады Запада и внутренней оппозиции заслуживают более принципиальной оценки и соответствующего реагирования.

— Вы правы, — согласился Президент. — Мы даем острые оценки. Законодательство создали соответствующее. Четко определились, что надо привлекать к ответственности за клевету на собственный народ. С другой стороны, иногда думаешь, стоит ли связываться с теми, кто потерял чувство чести? Вместе с тем я дал поручение Правительству и удивляюсь, что до сих пор не принято кардинальных мер — аналогично поступить к ним... Мы должны быть гордыми и отстаивать свое лицо... А вообще... До смешного доходит. Это все показывает их слабость: нечем укусить, так хоть вот этим...

Касаясь возмутительных и незаконных мер, противоречащих всем признанным международным нормам, всех этих «черных списков» и т.д., Президент отметил их аморальность, грубейшее нарушение прав человека, о которых на словах так заботится Запад. Президент поручил Премьер–министру подготовить обращение в соответствующие международные суды. Действительно, как мотивируют авторитетные юристы абсолютно незаконные меры, ограничивающие право людей на свободное перемещение? Или традиционно восторжествуют «двойные стандарты»? Посмотрим.

У депутата Александра Свирида был не вопрос, а приглашение посетить летом Ганцевичи, куда придет природный газ.

— Я всегда использую подобные случаи для того, чтобы встретиться с людьми. Поэтому, если ничего чрезвычайного не случится, то я с удовольствием побываю у наших прекрасных людей, полешуков, — ответил Президент. — Главное — то, что мы действительно выполнили свое обещание людям. И какие бы цены на газ ни были, они, к сожалению, росли и будут расти, мы сделаем все для того, чтобы защитить наших людей, чтобы у них всегда было тепло и светло в доме.

...Перед тем как покинуть Овальный зал, Президент еще раз поблагодарил депутатов за ответственную работу. «Вы самый важный элемент стабильности, — отметил он. — Помните, когда в начале 90–х в этом зале бушевали страсти, общество тоже бурлило. Как только мы начали дружно работать, заниматься делом, в обществе все немедленно стабилизировалось. И в этом большая заслуга такой структуры власти, как наши законодатели».
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter