Принц Фелипе вчера официально стал королем Испании Филиппом VI

Принц долго ждал, но королем стал

Принц Фелипе вчера официально стал королем Испании Филиппом VI...

Монаршего полку в Европе прибыло. Принц Фелипе вчера официально стал королем Испании Филиппом VI. Глядя на вчерашние яркие кадры его вступления на престол, невозможно отделаться от мысли, что король в наше время удивительно современен. И не потому, что Филипп VI молод, спортивен, образован, а его супруга Летисия не только первая простолюдинка, но и первая, кого журналисты за любовь к рок–концертам назвали «королевой–хипстершей».


Показательно само общественное внимание к ним — каждая подобная королевская церемония становится событием национального масштаба. Вспомним недавнюю свадьбу наследника британского престола принца Уильяма и Кейт Миддлтон, которые стали новым британским символом. Или же похороны принцессы Дианы, которые, напротив, вылились в некий общенациональный процесс покаяния. Да, такие церемонии — это прежде всего шоу, до которых так падки «пипл» всех времен и народов. Но очевидно и другое — эти шоу едва ли не единственное, что еще способно объединить миллионы людей. Так, как уже не может объединить ничто другое. Ни выборы, на которые в Европе все меньше ходят. Ни политика, которая превратилась в партийные торги и склоки. Королевские институты — там, где они сохранились в Европе, — остаются оплотом традиций, объединяющих всю нацию.


Эту мысль несколько раз подчеркнул в своей тронной речи и король Филипп VI, сказав, что нейтралитет монарха, его нахождение над политической схваткой, способствует сплоченности и стабильности нации. Это не простые слова в стране, которая так разделена политически после экономического кризиса. Новый король выразил прежде всего свою солидарность с теми, кто пострадал от жесткой экономии.


Филипп VI затронул также еще одну больную тему. Он призвал к тому, чтобы, цитирую, «морально–этические принципы вдохновляли нашу жизнь». Такие мысли, мягко говоря, в современной Европе неактуальны. В лучшем случае их игнорируют. А в худшем... Мне знакомы примеры, когда философско–литературные кружки в Британии, которые обсуждали и продвигали традиционные семейные, культурные ценности, были объявлены экстремистскими. Их закрыли, потому что они якобы влекут нетерпимость. Мораль и этика в современном постмодернистском обществе стали относительны. А в моде — толерантность ко всему нетрадиционному, инаковому, чужому... Вот такой мейнстрим, явно разрушающий традиционное общество.


Это действительно больная проблема для Европы, и решать ее с помощью только сохранения королевских институтов — это все равно что драить палубу во время шторма. Если идет тренд на разрушение, если люди политически и экономически столь разделены, нужно нечто большее, чем блеск монархии. Нужны новые действия. Надо отдать должное — Филипп VI это понимает, а потому неспроста закончил свою тронную речь словами Дон–Кихота: «Ни один человек не превосходит другого, если он не делает больше другого». С этим невозможно не согласиться. Си, король!


romanova@sb.by


Советская Белоруссия №115 (24498). Пятница, 20 июня 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter