Пример Кейта Ричардса

Гитарист «Роллинг Стоунз» Кейт Ричардс научил молодых музыкантов, в том числе и меня, не только играть рок и блюз, но и еще одному весьма полезному применению гитары...

Гитарист «Роллинг Стоунз» Кейт Ричардс научил молодых музыкантов, в том числе и меня, не только играть рок и блюз, но и еще одному весьма полезному применению гитары. Однажды я смотрел по телевизору концерт «роллингов» из их турне 1981 года. Коллектив исполнял последнюю вещь в концерте — свой мегахит I Can Get No Satisfaction. И вдруг на сцену выскочил прорвавшийся через охрану фанат и бросился прямиком на Ричардса. А ведь музыканты тогда были очень напуганы убийством Джона Леннона и опасались фанатичных маньяков. Бог знает, что у них на уме. В тот вечер Ричардс принял довольно неожиданное решение: он бросил играть знаменитый рифф, быстро поднял высоко над головой свой «Стратокастер» и, взяв его за гриф, грохнул гитарой по набегавшему фанату. Тот отлетел назад, тут же и охрана подоспела. Кейт вновь заиграл, «роллинги» даже не остановились, а гитара не расстроилась. Пит Тауншенд из The Who тоже брал инструмент за гриф и грохал его об пол — отвратительная сцена. А в случае с Ричардсом это была оборона. Кейт никогда не ломал свою гитару, и она в минуту опасности ему помогла.


Я вспомнил, что подобный момент был и в моей жизни. Однажды, будучи еще студентом, отыграл с друзьями «халтуру» — свадьбу в минском ресторане «Колос», что был на углу улиц Клумова и Кошевого. Этот «кабак» славился тем, что там собирались одни уголовники. Даже официантки с клиентами «ботали по фене».


В ансамбле тогда играл виртуозный гитарист Сеня Горелик, который прославился тем, что, уехав на ПМЖ в Америку, написал минским друзьям письмо: «В моей жизни ничего не изменилось — я в Минске сидел в ресторане и играл всякую ерунду за пять рублей, а теперь сижу в ресторане в Чикаго и опять–таки играю ерунду за пять долларов». Что тут скажешь? От себя не убежишь.


Так вот, закончили мы музицировать на свадьбе, собрали инструменты и отправились по домам. А время было — час ночи, поймать такси было делом архитрудным. Мобильников ведь не было. И я решил идти домой пешком. Знал бы я, какие приключения меня ждут в пути, может, и поостерегся бы. Самая короткая дорога домой пролегала вдоль железнодорожного полотна. Но надо было пройти под мостом, в обход идти не хотелось — лишний крюк. И вот темной летней ночью я ступил под мост...


Там была кромешная тьма и какая–то гнетущая тишина. Мне стало не по себе. На ум приходили жуткие истории. Мне казалось, что сейчас кто–нибудь набросится на меня. Я шел осторожно, как вдруг передо мной возникло видение в образе красивой юной девушки в коротеньком ситцевом платьице. Я замер, видение тоже остановилось. «Это дьявол подослал ее, он испытывает меня», — так я подумал в тот момент. Девушка стояла как вкопанная, с обреченным видом. И тут я как рявкну: «А ну брысь отсюда, ходят тут ночью под мостом всякие!» Девушка моментально скрылась в темноте.


Но дальше — больше...


Когда я наконец вышел на улицу Уральскую, где жил в то время, то услышал странные звуки и увидел вдали необычную картину. Метрах в 100 от меня посреди улицы под фонарным столбом стояла на коленях девушка и громко всхлипывала. Перед ней стоял парень в кепке с прижатым к ее горлу ножом. Другой рукой он держал барышню за волосы, явно чего–то добиваясь. И все это безобразие происходило напротив моего дома.


«Ну и ночка сегодня, — подумал я, — то привидение под мостом, то урка с ножом». Но поскольку до них оставалось метров 100, надо было принимать решение: или боязливо сворачивать и идти в обход, или двигаться прямо. Но это означало лезть на нож. А ведь здесь жила моя девушка, которая поздно возвращалась домой с вечерних занятий в политехническом институте, да и моя мама частенько тут ночью ходила с тракторного завода после второй смены. Я вспомнил, как один уголовник однажды убил ножом молодую красивую девушку, приемщицу из обувного ателье в моем доме. Я видел ее красивое обнаженное тело с раной под сердцем — кому она мешала? Оказывается, преступник просто проиграл в карты человеческую жизнь.


Выросший в Слепянке, среди бандитов, я многое повидал и был не из робкого десятка. Просто так, «на пушку» меня не возьмешь. И я принял решение — иду на нож! Безумству храбрых поем мы песню!


Парень заметил меня, но не испугался и проигнорировал мое появление. Тогда я взвесил наши шансы в схватке: у него нож, у меня гитара, которую я положил на плечо и держал за гриф, как весло. Это была знаменитая Iolana Star5 — чехословацкая копия Fender Stratokaster, такая же крепкая и прекрасно звучавшая. «Ну, гитарочка, я тебя люблю, помоги и ты мне», — как бы говорил я ей. Знал, что если я, как Кейт Ричардс, грохну по хулигану гитарой, он полетит в одну сторону, а нож — в другую.


Но тут следующая мысль предостерегла меня: «А что, если парень здорово владеет ножом и метнет его в меня, пока я буду размахиваться?» Перспектива лежать с ножом в груди меня абсолютно не устраивала, и я предпринял следующее. Увидев рядом здоровый булыжник, я взял его в правую руку, а левой стал держать гитару, как щит, прикрывая грудь. Злоумышленник, увидев мои маневры, почувствовал опасность и решил ретироваться.


Он потащил девушку за волосы в темный двор между домами. Я ускорил шаг, опасаясь, как бы он чего с ней не сделал, и только приблизился к арке, как вдруг... Из двора выбежала толпа разъяренных мужиков в трусах и майках, с топорами и лопатами в руках. Видимо, жулик слишком долго испытывал терпение жильцов. Они схватили меня за руки, за ноги и потащили во двор. Там на лавке сидела зареванная девушка. Меня подтащили к ней и спросили: «Он?!» Она стала протирать глаза, я думал: «Протирай лучше или мне хана. Прибить, может, и не прибьют, но покалечат точно».


Наконец барышня вытерла слезы и, разглядев меня, твердо сказала: «Нет, не он». Мужики отдали мне гитару, и я быстро потопал домой со смешанным чувством. Неужели добрые дела действительно наказуемы?..

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter