Заведующая кафедрой эпидемиологии и микробиологии БелМАПО: зачем болеть, когда можно привиться?

«Применяемые сегодня вакцины высокоэффективны»

По последним данным Минздрава, в отдельных регионах страны снижается заболеваемость COVID-19 среди взрослых и детей. Однако вся система здравоохранения пока продолжает работать в усиленном режиме. В поликлиниках расширены красные зоны, увеличено количество кабинетов, где принимают пациентов с признаками острой респираторной инфекции. Беларусь уже два года живет в эпоху пандемии коронавируса, и эта тема продолжает вызывать немало вопросов. Ответить на них «Р» попросила заведующую кафедрой эпидемиологии и микробиологии Белорусской медицинской академии последипломного образования профессора Наталью Коломиец.

Не прогнозировать, а работать

— Наталья Дмитриевна, для вас, как эпидемиолога, чем интересен COVID-19?

— Конечно, это необычный вирус. Посмотрите: с начала пандемии пошел только третий год, а уже со столькими вариантами коронавируса мы познакомились. И он продолжает мутировать дальше. Последние варианты вируса SARS-CoV-2 значительно отличаются от первоисточника — дикого вируса. Кстати, вопрос о его происхождении все еще изучается. Уже в начале пандемии было известно о нескольких линиях возбудителя, но тревогу по-настоящему вызвало появление британского варианта. Впервые он был выявлен у пациента с иммуносупрессией, то есть подавленной иммунной системой. И наверное, с этого момента мы стали намного чаще наблюдать, как новые варианты вируса вытесняют своих предшественников и при этом изменяются некоторые клинико-эпидемиологические характеристики заболевания. Среди них мы знаем, например, SARS-CoV-2 «Дельта» — вариант, который унес, наверное, самое большое количество жизней. Сегодня, когда вариант «Омикрон», отличающийся особой заразностью, заместил «Дельту», мы увидели, как резко возросло число заболевших. Но большинство из них не нуждается в госпитализации. Безусловно, что на этом процесс не остановится и, скорее всего, появится новый вариант SARS-CoV-2.

— Что больше защищает человека от коронавируса — собственный иммунитет или полученный с помощью вакцины?

— Наш врожденный иммунитет не нацелен предметно на коронавирус. Те, у кого собственная защитная система устойчивая, наверное, имеют больше шансов не заболеть или перенести инфекцию легче. Специфический иммунитет непосредственно к SARS-CoV-2 мы можем получить только двумя путями — переболеть или привиться. Многие склоняются к тому, что перенесенная болезнь плюс иммунизация обеспечивают наиболее эффективную защиту. Но лично у меня возникает вопрос: а зачем болеть?

— Осенью был всплеск заболеваемости, затем наблюдали зимний, в разы превышающий осенний. Ваше мнение: что будет дальше?

— Эпидемиологи давно уже используют различные математические модели, позволяющие прогнозировать течение эпидемий. Это очень важно для общественного здравоохранения — для правильного распределения ресурсов, организации противоэпидемических мероприятий и многого другого. Но надо понимать, что биологические процессы далеко не всегда поддаются нашему видению, поэтому абсолютно точных характеристик развития эпидемиологического процесса еще не сделал никто, и, по-видимому, так будет далее. Тем не менее приближенные к реальной картине прогнозы существуют, в том числе в нашей стране. Хочу в хорошем смысле сравнить эпидемиологов с синоптиками, а не с гадалками — предсказать можно, но угадать нельзя. Сейчас «Омикрон» BA.2 — родственник основного варианта «Омикрон» — вытесняет своего собрата в странах по всему миру, так как является еще более заразным. Предположительно, он может продлить волну COVID-19, но это не обязательно приведет к новому дополнительному всплеску инфекции. Поэтому мне кажется, что говорить о далеком страшном прогнозе не совсем корректно. Нужно просто еще более осмысленно работать. В качестве положительного примера можно привести ответ нашей системы здравоохранения на распространение вируса SARS-CoV-2 «Омикрон» начиная с января 2022 года. Идеальной ситуацию не назовешь, но очень много сделано, и это работает!

Главная цель вакцинации от коронавируса — защита людей от тяжелого течения болезни и смертельных исходов.

Будущее — как у гриппа

— В Беларуси уже 54,2 процента населения полностью вакцинированы. К какой цифре нужно стремиться, чтобы появился коллективный иммунитет? 

— Не менее 90. Но опять же… Какая главная цель вакцинации? Сначала у всего мира цель была одна: достичь коллективного иммунитета и забыть про коронавирус, как по-серьезному забыли про дифтерию, коклюш, гепатит B в когорте вакцинированных людей. Но с этой инфекцией так не получится. На мой взгляд, будущее ее такое же, как у гриппа. То есть это будут сезонные вакцинации, и главная цель — защитить людей от тяжелых случаев и смертельных исходов. Но вот так, чтобы люди перестали болеть, — я пока в это не очень верю.

— Получается, что ревакцинироваться придется до конца жизни?

— Если говорить про то будущее, которое я вижу, то это будет двойная вакцина — от гриппа и коронавируса, которая станет вводиться перед каждым сезоном. С коронавирусом многие забыли, как люди тяжело болели и умирали от гриппа в пандемию 2009—2010 годов, не говоря уже об испанском гриппе 1918—1920 годов. К сожалению, особенность вирусов гриппа такова, что каждый год приходится проводить вакцинацию перед очередным сезоном, обращая внимание на особо уязвимые группы населения — группы риска. Когда наша страна вышла на показатели 40 процентов привитого населения с учетом групп риска, заболеваемость тяжелыми формами и смертельные исходы резко снизились. Но вирусы гриппа циркулируют в популяции человека очень давно, а новый коронавирус — недавно. У нашей иммунной системы нет никакого серьезного опыта борьбы с ним, поэтому вакцинация должна быть продолжена. Хочу обратить внимание и на то, что в условиях циркуляции новых вариантов не формируется пожизненный или длительный иммунитет, поэтому наши ожидания забыть о COVID-19 после прививки пока преждевременны. Тем не менее фактически все страны подтвердили, что применяемые сегодня вакцины высокоэффективны, с их помощью сохраняются жизнь и здоровье людей, снижается нагрузка на общественное здраво­охранение. Наши ожидания — это появление на рынке вакцин новых научно обоснованных разработок, способствующих формированию более эффективного и продолжительного иммунитета. 

— Да, но некоторых пугают побочки…

— На сегодня в мире введено уже более 10 млрд доз различных вакцин, в целом прививки получили свыше 55 процентов населения. Нежелательные реакции, конечно, есть, но ни одна из рекомендованных вакцин не была по этим причинам снята с производства. Неужели таких доказательств недостаточно, чтобы убедить скептиков? Разве лучше болеть и умирать? О каких вообще побочках мы говорим?

К вакцинации отношусь абсолютно положительно. Несмотря на то что, к сожалению, переболела, ничуть не жалею о сделанном выборе. Считаю, что вакцинация и ревакцинация оказали значимый для сохранения моего здоровья положительный эффект. Мои близкие: семья, друзья, с которыми я общаюсь, мои коллеги — все привиты.

Наша система здравоохранения к очередной вспышке коронавируса была хорошо подготовлена.

То, что нас защищает

— Касательно мер предосторожности. Говорят, что «Омикрон» в два раза заразнее штамма «Дельта». Какую дистанцию нужно соблюдать, чтобы оставаться в безопасности, — метр, полтора или два?

— Мы не измеряем в дистанции заразность вируса. Инфицирующая доза — это минимальное количество вирусных частиц, способных вызвать заболевание. В понятие «дистанция» вкладываем то расстояние, на которое отлетают наши выдыхаемые частицы. Крупные оседают быстро, а мелкие аэрозольные летят дальше — до шести метров. Получается, чем больше расстояние, тем меньше вот этих капелек, которые могут быть заразными, долетит до нас. Но тут надо учитывать, что для заражения «Омикроном» нужно меньше вирусных частиц, чем для других вариантов вируса, поэтому дистанцирование будет играть важную роль. 

— Дистанцирование плюс маска?

— Да, конечно. Некоторые придерживаются мнения, что маска — не самый лучший вариант, потому что не может прилегать к лицу. Предпочтительно носить респиратор второго и третьего классов защиты. Но в любом случае данная мера снижает риски инфицирования.

— На ваш взгляд, мы когда-нибудь сможем снять маски и безбоязненно выйти в общество?

— Думаю, что да. Но у природы против нас еще очень много всего припрятано. Единственная надежда на то, что, поскольку для размножения вирусу нужны живые организмы, ему нет биологического смысла уничтожать человечество. И это радует. И еще предполагаю, что будет прорыв и в области вакцинации.

statkevich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter