В Белорусском государственном академическом музыкальном театре прошел юбилейный вечер народной артистки Натальи Гайды

Прима — дома

В Белорусском государственном академическом музыкальном театре прошел юбилейный вечер Натальи Гайды

Проблема всех юбилейных расфуфыренных, как Пэрис Хилтон, театральных вечеров в том, что функция юбиляра в них чисто статуарная, таков уж канон: принимай подношения и дары, отвечай всем обезоруживающей королевской улыбкой — всего и делов–то. Худрук МХТ Олег Табаков один из своих юбилеев когда–то решил просто: установил на сцене огромный стол с яствами и просто вкушал их во время чествования. Обеспечил, как любит он порой шутить в интервью, «бесперебойную работу желудочно–кишечного тракта». Даром что у человека уже в советское время было четыре сберегательные книжки.


Народной артистке Наталии Гайде отсидеться на золотом троне под сахарным дождем во время юбилейного вечера в Белорусском государственном академическом музыкальном театре не удалось. Хотя цифры вполне позволяют носить наряд императрицы. Шутка ли — 75 лет, из которых 55 — на сцене. Тем не менее Наталия Викторовна пела, плясала, куражилась, доказывая, что возраст — вещь все–таки условная. Можно и в двадцать лет чувствовать себя опустошенным стариком.


Конечно, перед началом вечера можно было бы позлословить, мол, в театре — не без примадонны. Или вспомнить, что в детской музыкальной сказке «Буратино. BY» Наталия Викторовна играет мудрую черепаху Тортиллу. Или процитировать незабвенного Андрея Миронова, певшего в мюзикле «Небесные ласточки»: «То, что прелестно в оперетте, не всякий раз прилично в свете». Но не тот случай. Таков уж закон жизни: если примадонна в театре есть, все к ее ногам. Тем более если та — не мадам Брошкина в глубине души, а целая музыкальная галактика. Может, потому и торжество в музыкальном театре получилось. Дорого, убедительно, роскошно. С цыганами. Редкий случай, когда театральный люд наш позабыл обиды и распри, вдруг сплотился на один короткий воскресный вечер.


Давно не видел, чтобы руководители и живые классики выстраивались так по струнке. Достали свои лучшие костюмы и обнаружили в себе гусарскую выправку и удаль. Оказалось, что понятие Noblesse oblige им не чуждо. Каждый гость проявил себя как безусловный друг человечества. Вдруг запел композитор Алексей Ереньков. Директор Свердловской музкомедии Михаил Сафронов чуть было не уволок Гайду под шумок с собой. Он напомнил, что актрису никогда не забывали и всегда ждут в гости на родном Урале. Эксклюзивную «нескладушку» сочинил и зачитал со сцены из своего блокнота актер и педагог Владимир Мищанчук. Мария Захаревич трогательно сказала о совместной работе с Гайдой в Купаловском театре в постановке «Я не покину тебя». Какой же это был мудрый спектакль о человеческом достоинстве. Вещь вполне в духоподъемном голливудском духе. Помню, подслушал, как одна из театральных героинь учила другую отстаивать свои права человека и потребителя на примере, кажется, просроченного йогурта. До сих пор тема актуальна. Студенты минских творческих вузов вдруг тоже не сели в лужу и выступили от души: одна из бойких групп показала вполне зрелый номер из мюзикла «Чикаго». Лично меня довели до слез солистки музыкального театра Виктория Жбанкова–Стриганкова и Екатерина Дегтярева. Артист Большого театра Беларуси Олег Мельников чутко перепел My way Фрэнка Синатры. И только опытнейший театральный аксакал Алексей Дударев решил не мудрствовать и подарил Наталии Викторовне сборник собственных пьес.


В общем, за какой стиль ни возьмись — образ Наталии Гайды все вмещает и не входит с ним в противоречие. Мюзикл, оперетта, опера, романс — все она может приручить и примирить между собой. Особенно это важно сегодня, когда исчезают универсальные артисты и остаются крепкие хозяйственники жанра. У мастеров, да еще советских, к которым сам Иван Козловский приходил в гримерку респект высказать, всегда в руках есть не только профессия, но и чудо, тайна, порыв. Какой эпитет ни подбери — все будет в точку. Проблема в другом: сколько лет мы в свободном плавании — появились ли у нас новые имена–брэнды, при упоминании которых и олигарх, и бывший комсомольский работник, и студент, да и просто человек без слуха расплылся бы в искренней улыбке? Увы и ах. Так что слезем с натруженной шеи народной артистки — и за работу.


Добрый зритель в 9–м ряду.

 

Советская Белоруссия №83 (24467). Вторник, 6 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter