Приливы и отливы в море газа

Не заявленная де-юре, но зато активно идущая де-факто реорганизация «Газпрома» привела к весьма заметным последствиям Крупнейшая «естественная монополия» России за последнее время стала основным ньюсмейкером, «делателем новостей». В калейдоскопе разнообразных событий, происходящих вокруг «Газпрома», одним из главных, несомненно, стало ежегодное собрание акционеров, прошедшее 29 июня. В его работе (как было заявлено, «из-за проблем со здоровьем») не принял участия председатель правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер. И, несмотря на неоднократные заявления официальных лиц, что он в ближайшее время приступит (или уже приступил) к работе, слухи о возможных кадровых перестановках «на верху» газового монополиста не утихают.

Как утверждает известная поговорка, дыма без огня не бывает. И если отмеченные выше слухи – не более чем дым, то где же стоит поискать огонь?
Ответ здесь достаточно очевиден, и за ним даже не надо далеко ходить. Все постсоветские годы «Газпром» занимался прежде всего тем, что активно выбирал разведанные еще в 70-х годах прошлого века месторождения, постоянно наращивая экспорт – в том числе с помощью специально созданных посреднических структур наподобие «Итеры» или «Росукрэнерго».
 В результате уже к 2001 году оказалось, что собственный газовый баланс корпорации дефицитен, и постоянно растущую «дыру» в нем можно затыкать только за счет реэкспорта «голубого золота» из республик Центральной Азии, прежде всего Туркмении. А это, в свою очередь, требовало жесткой политической поддержки. Которая и была предоставлена в обмен на всем известный «суверенитет» «Газпрома».
Но к концу 2006 года стало очевидным, что этот «политический ресурс» «Газпрома» выработан практически до нуля. Во всяком случае, В. Путину пришлось уже лично договариваться по спорным газовым вопросам и с Александром Лукашенко, и с Нурсултаном Назарбаевым, и с новым туркменским президентом Гурбангулы (Курбанкули) Бердымухаммедовым.
Тогда стало ясно, что руководство «Газпрома» в его нынешнем виде попросту «не тянет» и проблемами корпорации нужно всерьез заниматься не только и даже не столько на высшем политическом уровне, сколько на уровне собственно корпоративного управления. Разбираться с газовыми запасами, с технологиями добычи и транспортировки, с режимом использования «трубы», с финансовой отчетностью, наконец.
В противном случае «Газпром» уже в ближайшей перспективе мог пойти по хорошо известному и печальному пути многоотраслевых корпораций, когда изобилие непрофильных активов влекло за собой утрату основной статьи доходов и последующее банкротство.
Нашел разрешение застарелый конфликт с ТНК-ВР по поводу крупного Ковыктинского месторождения, запасы которого оцениваются в 2,1 трлн кубометров (в 2006 году «Газпром» добыл 556 млрд кубометров газа, 1,4 млн т газового конденсата и 34 млн т нефти). 62,89% акций компании Rusia Petroleum, владевшей лицензией на Ковыкту, а также  50-процентный пакет ТНК-ВР в Восточносибирской газовой компании будут выкуплены примерно за 800 млн долларов.
В качестве компенсации британо-российскому консорциуму, как утверждается, будет предоставлен доступ к Ангаро-Ленскому месторождению в Иркутской области (запасы – 1,2 трлн кубометров) и, что самое главное, к газпромовской «трубе».
Намечающийся тем самым деловой альянс  «Газпрома» с British Petroleum  может быть подтвержден долгожданным разрешением на покупку российской газовой монополией доли в компании Centrica,  владеющей  крупнейшей газораспределительной  сетью Великобритании  British Gas.
Данный прорыв на британском направлении, который ассоциируют с именем зампреда правления «Газпрома» Александра Медведева, тем более важен, что он может сыграть решающую роль в судьбе Североевропейского газопровода (СЕГ). Против его строительства по дну Балтийского моря в Германию все активнее выступают как республики Прибалтики, прежде всего Эстония, так и международные экологические организации. Не исключено, что в самое ближайшее время к этой кампании, идущей под негласным патронатом США, могут подключиться правительства Дании, Швеции и даже Финляндии.
«Газпромом» было заключено соглашение с крупнейшим энергетическим госконцерном Италии ENI о строительстве еще одного магистрального газопровода, «Южный поток» – по дну Черного моря в Болгарию. До того ENI приобрел 20% акций «Газпромнефти» («Сибнефти»), принадлежавших ЮКОСу, заплатив за них 3 миллиарда долларов.
Такую решительность итальянцев наблюдатели сразу же связали с визитом В. Путина в Рим и аудиенцией российского президента у Папы Римского Бенедикта XVI.
Активно лоббируемый последнее время Варшавой и «оранжевым» Киевом проект трубопровода Одесса – Броды – Гданьск оказался фактически «перечеркнут» «Южным потоком» и проектом нефтепровода Бургас – Александруполис, обеспечивающим российским и центральноазиатским энергоносителям беспрепятственный выход на южноевропейские рынки.
Должна принести свои плоды предпринятая активизация геолого-разведочных работ. И если сегодня слова зампреда правления ОАО «Газпром» Александра Ананенкова об увеличении суммарных запасов газа на балансе корпорации до 29,85 трлн кубометров, а уровня добычи к 2020 году – до 670 и даже до 900 млрд кубометров в год не всеми воспринимаются как полностью адекватные действительному положению дел, то некоторое реальное изменение перспектив российского газового монополиста к лучшему они, безусловно, отражают. 

 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter