Президент поручил внедрить в БелДжи отечественные наработки

Приличное авто из Борисова

Президент поручил внедрить в "БелДжи" отечественные наработки
К производству легковых автомобилей в Беларуси подступались не единожды. Дело непростое. После череды проб и ошибок наконец проявился наиболее жизнеспособный проект. Задача–максимум — вывести завод легковых автомобилей «БелДжи» в Борисовском районе на выпуск 120 тысяч автомобилей в год по полному технологическому циклу. При этом уровень локализации уже к июлю 2018 года должен составлять не менее половины. Перспективы реальные. Сегодня мощность сборочного производства составляет более 10 тысяч автомобилей, к концу следующего года она возрастет до 60 тысяч. Ускорить окончательный ввод завода в эксплуатацию, оптимизировать при этом его затраты — такую цель ставит проект президентского указа, подготовленный Правительством. Но Александр Лукашенко не стал сразу подписывать этот документ. Он пригласил его разработчиков на совещание и поставил перед ними ряд принципиальных вопросов.


Главные: не повлияли ли внешние события на настроения инвесторов? Каковы перспективы реализации продукции? Темы неслучайные. Ситуация меняется стремительно. На начало прошлого года в одной только России работали около трех десятков предприятий по сборке легковых автомобилей. Но в нынешнем году китайская компания «Джили» объявила о намерении сократить дилерскую сеть в России, а в следующем году даже может прекратить производство на черкесском заводе. Вместо этого сборка автомобилей будет активизирована в Борисове. То есть Китай выбрал Беларусь. А наша страна изначально выбрала Китай. И этот выбор Президент считает более чем логичным:

— Посмотрев на это сборочное производство, мы приняли решение: быть у нас легковому автомобилю. И создавать его мы будем вместе с китайцами на основе их технологий. Это не значит, что мы просто возьмем и один в один скопируем и произведем аналогичный автомобиль. Там, где можем, мы должны использовать собственный опыт и собственные наработки. Они есть и в Национальной академии наук, и в прикладной науке.

Выпущенные в нашей стране автомобили уже сегодня поставляются российским покупателям. Но Александр Лукашенко требует смотреть в перспективу:

— Самое главное — где будем продавать? Понятно, внутренний рынок мы обеспечим, создадим соответствующие условия. Мы заставим коллектив делать самые качественные автомобили, учитывая, что здесь и производство, и сервис, и власть все–таки требовательна в стране, — автомобиль будет хороший. Но есть же еще лучше автомобили, правда, по цене выше. И вот тут как население будет: наш автомобиль покупать или, может быть, отдадут преимущество пусть дорогому, но уже известной марки? Поэтому первый вопрос — это вопрос рынка.

Президента интересовало, как решаются вопросы финансирования этого проекта. Еще один блок вопросов, поставленный перед участниками совещания, касался темпов строительства предприятия. Развернутые ответы и пояснения дал заместитель Премьер–министра Владимир Семашко:

— Даже с учетом нынешнего падения рынков 50 тысяч автомобилей — это та цифра, которая может и должна свободно продаваться в 2017 — 2018 годах. По совокупности цены, качества, надежности и сервиса автомобиль «Джили» — а в данном случае «БелДжи», наш совместный продукт — нашел своего покупателя. Например, если в 2013 году на российском рынке объемы продаж всех ведущих фирм («Мерседес», «Ауди», «Фольксваген», «Рено», «Ситроен», «Мицубиси», «Хонда») упали на 15 — 35 процентов, то «Джили» выросли на 41 процент. Сегодня китайские автомобили на рынке СНГ имеют долю около 4 процентов. Планируется, что этот показатель вырастет до 10 процентов. А через два года потребность только российского рынка оценивается в 3 миллиона автомобилей.

Зеленую дорогу белорусско–китайскому инвестпроекту «Организация производства по сборке легковых автомобилей» открыл подписанный в январе прошлого года Указ № 35. Сегодня этот проект — на личном контроле у Президента. Ведь речь идет о создании не просто до двух тысяч новых высококвалифицированных рабочих мест с достойными зарплатами. А о формировании принципиально новой национальной отрасли. Обещающей стать новым ярким и достойным брендом нашей страны.

Дословно

Президент Александр Лукашенко:

— Моя мечта, чтобы мы имели не только производство большегрузных автомобилей, тракторов, но и легковых автомобилей, близких к народному. Чтобы наша страна могла обеспечивать потребности юридических и физических лиц в собственных легковых автомобилях. Естественно, создавать самим, с нуля, легковой автомобиль сегодня — это смерти подобно. И не для Беларуси эта тема, поскольку и рынок не тот, и прочее. Поэтому была поставлена задача — найти страну, которая готова нам помочь на основе их и наших технологий создать приемлемый автомобиль, автомобиль для нашего народа. Такой страной выступила Китайская Народная Республика.

osipov@sb.by

Советская Белоруссия № 232 (24862). Вторник, 1 декабря 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter