Прилавки под новым соусом

Форматы магазинов рухнули, ассортимент и цены перепутались

В современных условиях далеко не всем торговцам удается выдержать заявленные форматы своих магазинов

Смешались в кучу кони, люди… Насколько верное определение дал классик хаосу толпы, который сейчас представляет собой белорусская розница. Можно до бесконечности корить потребителей за панический шопинг, но торговля тоже пережила ломку понятий и стереотипов. Пазлы розничного ритейла смешались, форматы рухнули, ассортимент и цены во многих торговых точках перестали следовать строгой догме позиционирования и маркетингового продвижения, подчиняясь «шлягерному» закону «слепила из того, что было». Если матерые «купцы» растерялись в новых реалиях, то чего ожидать от рядовых покупателей… Словом, изменчивая макроэкономика произвела проверку розницы на прочность и технологичность. Некоторые сети долгие месяцы упорно рекламировали шоковые цены и попали в точку: на их ярлычках цифры именно так и воспринимаются. Только повергает в уныние не дешевизна, а избыток нулей.

За последние годы у потребителей сложился четкий ранжир торговых форматов по ценовому признаку. Как ни странно, самыми дорогими для покупательской корзины оказывались гиперы, особенно расположенные в черте города, следом шли стандартные универсамы, брендированные сетевые магазины «за углом», за экономных потребителей «сражались» дискаунтеры различных модификаций и продовольственные рынки.

В середине мая журналисты «Р» совместно со специалистами Министерства экономики провели мониторинг потребительских цен на основные продовольственные товары. Совершенно неожиданно выяснилось: некогда устойчивая «пирамидка» розничного ритейла рассыпалась до основания. Рынки неожиданно стали самым дорогим местом покупки продуктов. Иные магазины «у дома» по ценникам обогнали гипермаркеты. Пожалуй, удалось удержаться в традиционной для себя категории только крупнейшей белорусской торговой сети «Евроопт»: с начала 2000-х компания выбрала формат «территория низких цен» и следует своему кредо.

Недавно глубокий срез потребительского рынка продуктов питания провели специалисты Института социологии Национальной академии наук. В апреле—мае этого года ученые 3 раза замеряли уровень стоимости потребительской корзины, в которую входило более сотни самых разнообразных продовольственных товаров. Сравнительный анализ показал, что титул самого экономного магазина имеет «Евроопт». Превышение цен у ближайших конкурентов оказалось достаточно существенным (подробнее смотрите таблицу). Кстати, замеры цен производились до начала акции «Евроопта», в рамках которой магазины сети сделали «нулевыми» торговые наценки на различные группы социально значимых товаров.

Примечательно, но наименьшее расхождение наблюдается в сегменте мясных товаров, наибольшие разбежки по крупам, например, гречневой и рисовой. Такая дифференциация отражает способность торговых объектов работать с поставщиками. Если мясной рынок относительно прост для понимания: ведущие белорусские производители хорошо известны, цены у всех формируются по приблизительно одинаковой формуле, с крупами сложнее: необходимо найти наиболее выгодное предложение. Причем поставщик может оказаться и за пределами территории республики. А для этого необходимо обладать мощной службой снабжения, постоянно проводить мониторинг рынка, находить наиболее приемлемые финансовые инструменты обеспечения поставок, разрабатывать логистические схемы… Словом, работа сложная. Если, конечно, стараться минимизировать свои издержки для поддержания минимально возможных розничных цен, а не просто перекладывать все риски и затраты на потребителя.

Кстати, исследования ученых Национальной академии наук ярко продемонстрировали: в современных реалиях будет выигрывать торговый формат, который сможет инвестировать в развитие собственной логистической инфраструктуры. Проблема, как говорится, с бородой. По метражу столица и областные центры обеспечены складскими помещениями неплохо. Но их качество таит в себе много неприятностей. Хранилищ категории «А», которые отвечают современным стандартам, очень мало, и они все заняты. Профильная государственная программа по развитию внутренней логистики разработана уже давно, постепенно выполняется, но до идеала этим услугам еще далеко. При всем богатстве выбора у предприятий торговли остается только две альтернативы: либо нести дополнительный груз расходов, используя чужие склады для собственных нужд, либо строить собственные логистические центры, современное оборудование которых позволит экономить до 20—30 % на хранении продуктов. Кстати, по этому пути пошла компания «Евроопт», и, судя по уровню цен, идея себя оправдывает.

Вообще же, нынешняя непростая экономическая ситуация — своеобразная проверка на прочность торговых сетей. Многие уже сделали первый шаг к капитуляции и отошли от форматов, в которых ранее себя позиционировали. Несомненно, с лучшими стратегическими результатами из кризиса выйдут сети, которые смогут в нынешней ситуации не отходить от своей основной концепции. Даже если придется некоторое время поработать с нулевой рентабельностью. Но именно сегодня можно сделать большой задел на перспективу, накапливая клиентскую базу. И главным потребительским предпочтением становится ценовой фактор.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter